Kto b киеве стал первым княжить и kak возникла русская земля 10 глава

него, и была полна келья его и целый проход пещерный. И сообщил один из бесов,

именуемый Христом: Заберите сопели, бубны и гусли и играйтесь, пускай нам

Исакий спляшет. И грянули бесы в сопели, и в гусли, и в бубны, и стали им

забавляться. И, утомив его, покинули его еле живого и ушли, так надругавшись

над ним. На другой сутки, в то время, когда рассвело и подошло время вкушения хлеба,

подошел Антоний, как в большинстве случаев, к оконцу и сообщил: Господи, благослови, отче

Исакий. И не было ответа; и сообщил Антоний: Вот, он уже преставился. И

отправил в монастырь за Феодосием и за братией. И, прокопав в том месте, где был

засыпан вход, вошли и забрали его, думая, что он мертв; вынесли и положили его

перед пещерою. И заметили, что он жив. И сообщил игумен Феодосий, что

произошло это от бесовского действа. И положили его на постель, и стал

прислуживать ему Антоний. В то время произошло прийти князю Изяславу из

Польши, и начал гневаться Изяслав на Антония из-за Всеслава. И Святослав,

отправив, ночью послал Антония в Чернигов. Антоний же, придя в Чернигов,

возлюбил Болдины горы; выкопав пещеру, в том месте и поселился. И существует в том месте

монастырь святой Богоматери на Болдиных горах и до этого дня. Феодосий же,

выяснив, что Антоний отправился в Чернигов, отправился с братией, и забрал Исакия, и

принес его к себе в келью, и заботился за ним, потому что был он расслаблен телом

так, что не имел возможности сам ни повернуться на другую сторону, ни подняться, ни сесть,

но лежал на одном боку и всегда мочился под себя, так что от мочения и

черви завелись у него под бедрами. Феодосий же сам собственными руками умывал и

переодевал его и делал так в течение двух лет. То было дивное чудо, что в

течение двух лет тот ни хлеба не вкусил, ни воды, ни овощей, никакой другой

пищи, ни языком не проглаголал, но нем и глух лежал два года. Феодосий же

молился Всевышнему за него и молитву творил над ним ночь и день, пока тот на

третий год не заговорил и не начал слышать, и на ноги подниматься, как

младенец, и начал ходить. Но не стремился посещать церковь, силою

притаскивали его к церкви и без того понемногу приучили его. И после этого обучился он

на трапезу ходить, и сажали его раздельно от братии, и клали перед ним хлеб,

и не брал его, пока не вкладывали его в руки ему. Феодосий же сообщил:

Положите хлеб перед ним, но не вкладывайте его в руки ему, пускай сам ест;

и тот семь дней не ел и, лишь понемногу оглядевшись, начал откусывать хлеб;

так обучился он имеется, и без того избавил его Феодосий от козней дьявольскиx.

Исакий же снова начал придерживаться воздержания ожесточённого. В то время, когда же

скончался Феодосий и на его месте был Стефан, Исакий сообщил: Ты уже было

прельстил меня, сатана, в то время, когда я сидел на одном месте; а сейчас я уже не

затворюсь в пещере, но одержу над тобой победу, ходя по монастырю. И

облекся в власяницу, а на власяницу надел свиту из начал и грубой ткани

юродствовать и помогать поварам, варя на братию. И, приходя на заутреню

раньше всех, стоял твердо и без движений. В то время, когда же наступала морозы и зима

лютые, стоял в башмаках с протоптанными подошвами, так что примерзали ноги

его к камню, и не двигал ногами, пока не отпоют заутреню. И по окончании заутрени

шел в поварню и приготовлял пламя, воду, дрова, и после этого приходили другие

повара из братии. Один же повар, по имени также Исакий, в насмешку сообщил

Исакию: Вон в том месте сидит ворон тёмный, ступай забери его. Исакий же

поклонился ему до почвы, отправился, забрал ворона и принес ему при всех поварах, и

те ужаснулись и поведали о том братии и игумену, и стала братия почитать

его. Он же, не хотя славы людской, начал юродствовать и пакостить стал

то игумену, то братии, то мирянам, так что кое-какие и били его. И стал

ходить по миру, кроме этого юродствуя. Поселился он в пещере, в которой жил

прежде, — Литаний уже погиб к тому времени, — и собрал к себе детей, и одевал

их в одежды чернеческие, и принимал побои то от игумена Никона, то от

своих родителей тех детей. Он же все то выдерживал, выносил побои, и наготу, и мороз,

днем и ночью. В одну из ночей разжег он печку в избушке у пещеры, и, в то время, когда

разгорелась печь, заполыхал пламя через щели, потому что была она ветхой. И не было

ему чем заложить щели, и поднялся на пламя ногами босыми, и простоял на огне,

пока не прогорела печь, и тогда слез. И другое говорили о нем, а

иному я сам очевидцем был. И без того он победил бесов, как мух, несмотря на их

наваждения и запугивания, говоря им: Хоть вы меня когда-то и прельстили в

пещере, в силу того, что не знал я козней ваших и лукавства, сейчас же со мною

Господь Христос и Бог мой и молитва отца моего Феодосия, сохраняю надежду на

Христа и одержу победу над вами. Неоднократно бесы пакостили ему и говорили:

Отечественный ты и поклонился отечественному старейшине и нам. Он же сказал: Ваш

старейшина антихрист, а вы — бесы. И осенял лицо собственный крестным знамением, и

оттого исчезали. Время от времени же снова приходили к нему ночью, пугая его видением,

словно бы идет довольно много народа с кирками и мотыгами, говоря: Раскопаем пещеру эту

и засыплем его тут. Иные же говорили: Беги, Исакий, желают тебя

засыпать. Он же сказал им: В случае, если б вы были люди, то днем пришли бы, а вы —

тьма, и во тьме ходите, и тьма вас поглотит. И осенял их крестом, и

исчезали. Второй раз пугали его то в образе медведя, то лютого зверя, то

вола, то вползали к нему змеями, либо жабами, либо всякими гадами и мышами. И

не могли ему ничего сделать, и сообщили ему: Исакий! Победил ты нас. Он же

сообщил: Когда-то вы победили меня, приняв образ ангелов и Иисуса Христа, но

недостойны были вы того образа, а сейчас по-настоящему являетесь в образе

зверином и скотском и в виде гадов и змей, какие конкретно вы и имеется в действительности:

скверные и злые на вид. И в тот же миг сгинули от него бесы, и с того времени не было

ему пакости от бесов, как он и сам поведал об этом, что вот была у меня с

ними три года война. Позже стал он жить в строгости и выполнять

воздержание, бдение и пост. В таком житии и кончил жизнь собственную. И разболелся

он в пещере, и перенесли его больного в монастырь, и спустя семь дней в

благочестии скончался. Игумен же братия и Иоанн убрали тело его и

похоронили.

Таковы были черноризцы Феодосиева монастыря сияют они и по смерти, как

светила, и молят Всевышнего за живущую тут братию, и за мирскую братию, и за

жертвующих в монастырь, в котором и поныне добродетельной судьбой живут все

совместно, сообща, в пении и в молитвах, и в послушании, на славу Всевышнему

всемогущему, хранимые молитвами Феодосия, ему же слава вечная, аминь.

В год 6583 (1075). Начата была церковь Печерская над основанием

Стефаном игуменом; основание ее начал Феодосий, а над основанием продолжил

Стефан; и окончена была она на третий год, месяца июля в 11-й сутки. В тот же

год пришли послы от немцев к Святославу; Святослав же, гордясь, продемонстрировал им

достаток собственный. Они же, заметив очень много золота, серебра и

шелковых тканей, сообщили: Это ничего не следует, поскольку это лежит мертво. Лучше

этого солдаты. Так как мужи добудут и больше того. Так похвалился Иезекия, царь

иудейский, перед послами ассирийского царя, у которого все было забрано в

Вавилон: так и по смерти Иезекии все имущество его расточилось.

В год 6584 (1076). Ходил Владимир, сын Всеволода, и Олег, сын

Святослава, в помощь полякам против чехов. В этом же году преставился

Святослав, сын Ярослава, месяца декабря 27-го, от разрезания желвака, и

положен в Чернигове, у святого Спаса. И сел по окончании него на столе Всеволод,

месяца января в 1-й сутки.

В год 6585 (1077). Отправился Изяслав с поляками, Всеволод вышел против

него. Сел Борис в Чернигове месяца мая в 4-й сутки, и было княжения его

восемь дней, и бежал в Тмутаракань к Роману. Всеволод же отправился против брата

Изяслава на Волынь; и сотворили мир, и, придя, Изяслав сел в Киеве, месяца

июля в 15-й сутки, Олег же, сын Святослава, был у Всеволода в Чернигове.

В год 6586 (1078). Бежал Олег, сын Святослава, в Тмутаракань от

Всеволода, месяца апреля в 10-й сутки. В этом же году убит был Глеб, сын

Святослава, в Заволочье. Был же Глеб милостив к убогим и обожал странников,

радел о церквах, горячо верил, был кроток и лицом красив. Тело его было

положено в Чернигове за Спасом, месяца июля в 23-й сутки. В то время, когда сидел вместо

него в Новгороде Святополк, сын Изяслава, Ярополк сидел в Вышгороде, а

Владимир сидел в Смоленске, — привели Борис и Олег поганых на Русскую почву

и пошли на Всеволода с половцами. Всеволод же вышел против них на Сожицу, и

победили половцы русь, и многие убиты были тут: убит был Иван Жирославич и

Тукы, Чудинов брат, и Порей, и иные многие, месяца августа в 25-й сутки. Олег

же и Борис пришли в Чернигов, думая, что взяли верх, а в действительности почва

Русской великое зло причинили, пролив кровь христианскую, за которую возьмёт

Всевышний с них, и ответ дадут они за погубленные души христианские. Всеволод же

пришел к брату собственному Изяславу в Киев; поздоровались и сели. Всеволод же

поведал о всем случившемся. И сообщил ему Изяслав: Брат, не тужи. Видишь ли,

какое количество всего со мной приключилось: не выгнали ли меня сперва и не

разграбили ли мое имущество? А после этого, в чем провинился я во второй раз? Не

был ли я изгнан вами, братьями моими? Не скитался ли я по чужим почвам,

лишенный имения, не сделав никакого зла? И сейчас, брат, не будем тужить. В случае, если

будет нам удел в Русской почва, то обоим; в случае, если будем отнять у него, то оба. Я

сложу голову собственную за тебя. И, так сообщив, утешил Всеволода, и повелел

собирать солдат от мелка до громадна. И отправились в поход Изяслав с

Ярополком, сыном своим, и Всеволод с Владимиром, сыном своим. И подошли к

Чернигову, и черниговцы затворились в городе, Олега же и Бориса в том месте не было.

И без того как черниговцы не отворили ворот, то приступили к городу. Владимир же

приступил к восточным воротам от Стрижени, и захватил ворота, и забрал внешний

город, и пожег его, люди же вбежали во внутренний город. Изяслав же и

Всеволод услышали, что Олег с Борисом идут против них, и, опередив их, пошли

от города против Олега. И сообщил Олег Борису: Не отправимся против них, не

можем мы противостоять четырем князьям, но отправим с смирением к дядьям

своим. И сообщил ему Борис: Наблюдай, я готов и стану против всех.

Похвалился он очень сильно, не ведая, что Всевышний гордым противится, а смиренным дает

благодать, дабы не хвалился сильный силою собственной. И пошли навстречу, и в то время, когда

были они у села на Нежатиной ниве, соступились обе стороны и была сеча

ожесточённая. Первым убили Бориса, сына Вячеслава, похвалившегося очень сильно. В то время, когда

же Изяслав стоял среди пеших солдат, нежданно кто-то подъехал и ударил его

копьем позади в плечо. Так убит был Изяслав, сын Ярослава. Сеча длилась,

и побежал Олег с маленькой дружиной, и чуть спасся, убежав в Тмутаракань.

Убит был князь Изяслав месяца октября в 3-й сутки. И забрали тело его, привезли

его в ладье и поставили против Городца, и вышел к нему целый город

Киев, и, возложив тело на сани, повезли его; и с песнопениями понесли его

попы и черноризцы в город. И не было возможности слышать пения из-за плача великого

и крика, потому что плакал о нем целый город Киев, Ярополк же шел за ним, плача с

дружиною собственной: Отче, отче мой! какое количество пожил ты без печали на свете этом,

довольно много напастей приняв от людей и от братьи собственной. И вот погиб не от брата,

но за брата собственного положил главу собственную. И, принеся, положили тело его в

церкви святой Божией матери, положив его в гроб мраморный. Был же Изяслав супруг

красив телом и видом велик, незлобив нравом, неправда ненавидел, любя правду.

Потому что не было в нем хитрости, но был несложен умом, не воздавал злом за зло.

какое количество так как зла сотворили ему жители Киева: самого выгнали, а дом его

разграбили, — и не воздал им злом за зло. В случае, если же кто сообщит вам: Солдат

порубил, то не он это сделал, а сын его. Наконец, братья прогнали его и

ходил он по чужой почва, скитаясь. И в то время, когда снова сидел на столе собственном, а

Всеволод побежденный пришел к нему, не сообщил ему: какое количество от вас

натерпелся?, не воздал злом на зло, но утешил, сообщив: Так как ты, брат

мой, продемонстрировал мне любовь собственную, возвел меня на стол мой и нарек меня ветшайшим

себя, то не припомню тебе прошлого зла: ты мне брат, а я тебе, и положу

голову собственную за тебя, — как и было. Не сообщил так как ему: какое количество зла

сотворили мне, и вот сейчас с тобою произошло то же, не сообщил: Это не мое

дело, но взял на себя горе брата, продемонстрировав любовь великую, следуя словам

апостола: Утешайте печальных. Воистину, в случае, если и сотворил он на свете этом

какое прегрешение, простится ему, в силу того, что положил голову собственную за брата

собственного, не стремясь ни к большему владению, ни к большему достатку, но за

братню обиду. О таких-то Господь сообщил: Кто положит душу собственную за други

собственная. Соломон же сказал: Братья в бедах поддерживать друг друга. Потому что любовь

превыше всего. Кроме этого и Иоанн говорит: Всевышний имеется любовь; пребывающий в любви

— в Всевышнем пребывает, а Всевышний в нем пребывает. Так совершается любовь, дабы

имели мы что в сутки судный, дабы и мы на свете этом были такие же, как он.

Боязни нет в любви, настоящая любовь отвергает ее, поскольку боязнь имеется

мученье. Опасающийся не идеален в любви. В случае, если кто говорит: Обожаю Всевышнего, а

брата собственного ненавижу, это — неправда. Потому что не любящий брата собственного, которого

видит, как может обожать Всевышнего, которого не видит? Эту заповедь получили от

него, дабы любящий Всевышнего обожал и брата собственного. В любви так как все

совершается. Любви для и грехи исчезают. Любви для и Господь сошел на

почву и распял себя за нас безнравственных; забрав грехи отечественные, пригвоздил себя к

кресту, дав нам крест собственный, дабы отгонять им неприязнь бесовскую. Любви

для мученики проливали кровь собственную. Любви же для князь этот пролил кровь

собственную за брата собственного, выполняя заповедь Господню.

НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ ВСЕВОЛОДА В КИЕВЕ. Всеволод же сел в Киеве, на столе

отца собственного и брата собственного, приняв власть над всей Русской почвой. И посадил

сына собственного Владимира в Чернигове, а Ярополка во Владимире, придав ему еще и

Туров.

В год 6587 (1079). Пришел Роман с половцами к Воиню. Всеволод же стал у

Переяславля и сотворил мир с половцами. И возвратился Роман с половцами

назад, и убили его половцы, месяца августа во 2-й сутки. И доселе еще лежат

кости его в том месте, сына Святослава, внука Ярослава. А Олега хазары, захватив,

послали за море в Царьград. Всеволод же посадил в Тмутаракани посадником

Ратибора.

В год 6588 (1080). Встали торки переяславские на Русь, Всеволод же

отправил на них сына собственного Владимира. Владимир же, отправившись, победил торков.

В год 6589 (1081). Бежал Давыд Игоревич с Володарем Ростиславичем,

месяца мая в 18-й сутки. И пришли они к Тмутаракани, и схватили Ратибора, и

сели в Тмутаракани.

В год 6590 (1082). Погиб Осeнь, половецкий князь.

В год 6591 (1083). Пришел Олег из Греческой почвы к Тмутаракани, и

схватил Давыда и Володаря Ростиславича, и сел в Тмутаракани. И иссек хазар,

каковые рекомендовали убить брата его и его самого, а Давыда и Володаря

отпустил.

В год 6592 (1084). Приходил Ярополк к Всеволоду на Пасху. В это же

время побежали два Ростиславича от Ярополка и, придя, прогнали Ярополка, и

отправил Всеволод Владимира, сына собственного, и выгнал Ростиславичей, и посадил

Ярополка во Владимире. В тот же год Давыд захватил греков в Олешьи и забрал у

них имущество. Всеволод же, отправив за ним, привел его и дал ему Дорогобуж.

В год 6593 (1085). Ярополк же желал идти на Всеволода, послушав злых

советников. Определив это, Всеволод отправил против него сына собственного Владимира.

Ярополк же, покинув мать собственную и дружину в Луцке, бежал в Польшу. В то время, когда же

Владимир пришел к Луцку, сдались лучане. Владимир же посадил Давыда во

Владимире на место Ярополка, а мать Ярополка, и жену его, и дружину его

привел в имущество и Киев его забрал.

В год 6594 (1086). Пришел Ярополк из Польши и сотворил мир с

Владимиром, и отправился Владимир назад к Чернигову. Ярополк же сел во Владимире.

И, переждав мало дней, отправился к Звенигороду. И еще не дошел он до города,

как пронзен был проклятым Нерадцем, наученным злыми людьми и дьяволом. Он

лежал на возу, и пронзил его саблею с коня месяца ноября в 22-й сутки. И

тогда встал Ярополк, выдернул из себя саблю и возопил громким голосом:

Ох, поймал меня неприятель тот. Бежал Нерадец треклятый в Перемышль к Рюрику, а

Ярополка забрали отроки его, Радко, Вонкина и другие, и везли его перед собой

на коне во Владимир, а оттуда в Киев. И вышел к нему муж

князь Всеволод со собственными сыновьями, Ростиславом и Владимиром, и все бояре, и

блаженный митрополит Иоанн с черноризцами и с пресвитерами. И все жители Киева

оплакивали его горько, с песнопениями и псалмами проводили его до святого

Дмитрия, убравши тело его, с честью положили его в гроб мраморный месяца

декабря в 5-й сутки, в церкви святого апостола Петра, которую сам когда-то

начал строить. Многие беды испытав, безвинно прогнанный братьями собственными,

обиженный, ограбленный, после этого и смерть неприятную принял, но вечной жизни и

спокойствия сподобился. Так был блаженный князь данный негромок, кроток, смирен и

братолюбив, десятину давал святой Богородице от всего собственного достояния

каждый год и постоянно молил Всевышнего, говоря: Господи, Боже мой! Прими молитву мою

и дай мне смерть такую же, как и братьям моим Глебу и Борису, от чужой руки,

да омою грехи собственные все собственной кровью и избавлюсь от суетного этого света и

мятежного, от сети вражеской. Просимого им не отнять у него милостивый Всевышний:

взял он блага те, каких ни око не видело, ни ухо не слышало, ни сердце

человека не предугадало, какие конкретно уготовал Всевышний любящим его.

В год 6595 (1087).

В год 6596 (1088). Освящена была церковь святого Михаила в монастыре

Всеволодовом митрополитом Иоанном, а игумен того монастыря был тогда Лазарь.

В том же году отправился Святополк из Новгорода в Туров жить. В том же году погиб

Никон, игумен Печерский. В тот же год забрали (волжские) болгары Муром.

В год 6597 (1089). Освящена была церковь Печерская святой Божией матери в

Феодосиевом монастыре Иоанном Лукою и митрополитом, белгородским епископом,

Исаем, черниговским епископом, при добропорядочном, державном князе Русской

почвы детях и Всеволоде его, Ростиславе и Владимире, в то время, когда воеводство

киевской тысячи держал Янь, а игуменство держал Иоанн. В том же году

преставился Иоанн митрополит. Был же Иоанн сведущ в книгах и в учении,

милостив к вдовицам и убогим, нежен ко всякому, убогому и богатому,

смиренен же и кроток, немногословен, речист же, в то время, когда от святых книг утешал

печальных; для того чтобы не было прежде в Киевской Руси, и по окончании него не будет для того чтобы. В

тот же год отправилась в Греческую почву Янка, дочь Всеволода, о которой

говорилось прежде. И привела Янка митрополита Иоанна, скопца, про которого

видевшие его люди говорили: Это мертвец пришел. Пробыв год, погиб. Был же

данный человек не книжен, но умом несложен и несложен речью. В тот же год освящена

была церковь святого Михаила в Переяславле Ефремом, митрополитом той церкви,

которую он создал великою, потому что прежде была в Переяславле митрополия, и

обстроил ее громадной пристройкою, украсив ее всяческой красотою, церковными

сосудами. Данный Ефрем был скопец, высок ростом. Довольно много он тогда строений

воздвиг; докончил церковь святого Михаила, заложил церковь на воротах

городских во имя святого мученика Федора, и после этого церковь святого Андрея у

ворот, и строение банное каменное, чего не было раньше в Киевской Руси. И стенки

заложил каменные от церкви святого мученика Федора и украсил город

Переяславский строениями церковными и другими строениями.

В год 6599 (1091). черноризцы и Игумен, посовещавшись, сообщили: Не

годится лежать отцу отечественному Феодосию вне монастыря и вне церкви собственной, потому что он

и церковь основал и черноризцев собрал. Посовещавшись, повелели устроить

место, где положить мощи его. И в то время, когда через три дня наступил праздник

Успения Божией матери, повелел игумен копать в том месте, где лежат мощи его, отца

отечественного Феодосия, по велению которого я, безнравственный, первый был очевидец, о чем

и поведаю не по слухам, а как зачинатель всего того. Итак, пришел игумен ко

мне и сообщил: Отправимся в пещеру к Феодосию. Я и пришел с игуменом, втайне от

всех, и разглядели, куда копать, и обозначили место, где копать, — в

стороне от входа. Сообщил же мне игумен: Не смей говорить никому из

братии, дабы никто не определил, но забери кого желаешь, дабы тебе помог. Я же

приготовил в тот сутки мотыги, дабы копать. И во вторник вечером, в сумерки,

забрал с собою двух братьев, и втайне от всех пришел в пещеру, и, отпев

псалмы, начал копать. И, устав, разрешил копать второму брату и копали до

полуночи, утомились и не могли докопаться и начал тужить, что копаем не в ту

сторону. Я же, забрал мотыгу, начал усердно копать, а приятель мой отдыхал перед

пещерою и сообщил мне: Ударили в било!. И я в это мгновение докопался до

мощей Феодосиевых. И в то время, когда он мне сообщил: Ударили в било, я сообщил: Уже

прокопал. В то время, когда же прокопал, охватил меня кошмар, и начал взывать: Господи,

помилуй. Сейчас сидели в монастыре два брата и наблюдали в сторону

пещеры: игумен еще не сообщил тогда, с кем он будет переносить его тайно.

В то время, когда ударили в било, заметили они три столпа, совершенно верно светящиеся дуги, и,

постояв, передвинулись эти дуги на верх церкви, где был положен позже

Феодосий. Одвременно с этим Стефан, что раньше был игуменом на месте

Феодосия, а сейчас был уже епископом, видел в собственном монастыре за полем зарю

великую над пещерою; сделав вывод, что несут Феодосия, поскольку за сутки до того было

ему возвещено об этом, и пожалев, что переносят без него, Стефан сел на коня

и скоро отправился, забрав с собою Климента, которого он позже поставил вместо

себя игуменом. И в то время, когда они ехали, видели они великую зарю. И в то время, когда

приблизились, заметили свечей множество над пещерою, и подошли к пещере, и не

заметили ничего, и вошли в глубину пещеры, а мы сидели тогда у мощей. В то время, когда я

прокопал, отправил я к игумену: Приходи, вынем его. Игумен же пришел с двумя

братьями; и я очень сильно раскопал, и влезли мы и заметили лежащие мощи; суставы

не распались, и волосы на голове присохли. И, положив его на мантию и подняв

на плечи, вынесли его перед пещерой. На другой же сутки собрались епископы:

Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Черниговский, Марин

Юрьевский, игумены из всех монастырей с черноризцами; пришли и люди

благоверные и забрали мощи Феодосиевы, с фимиамом и со свечами. И, принеся,

положили его в церкви его, в притворе, по правой стороне, месяца августа в

14-й сутки, в четверг, в час дня, индикта 14-го, года… И праздновали светло

сутки тот.

Сейчас кратко поведаю о том, как сбылось пророчество Феодосия. Еще

в то время, когда Феодосий был жив и держал игуменство, руководя стадом черноризцев,

порученным ему Всевышним, пекся он не только о них, но и о мирянах — о душах их,

как бы им спастись, в особенности о духовных сынах собственных, утешая и наставляя

приходящих к нему, а время от времени приходя в дома их и благословение им подавая.

в один раз, придя в дом Янев к Яню и к жене его Марье, — потому что Феодосий обожал их

за то, что они жили по заповеди Господней и в любви между собой пребывали, —

в один раз, зайдя к ним, поучал он их о милостыне убогим, о царствии небесном,

которое заслужат праведники, в то время как безбожники — муку, и о смертном часе. И

в то время, когда он сказал о положении их тел во гроб, сообщила ему супруга Яня: Кто

знает, где меня похоронят?. Сообщил же ей Феодосий: Воистину, где лягу я,

в том месте и ты похоронена будешь. Что и сбылось. Игумен погиб раньше ее, а на 18-й

год это и сбылось: потому что в тот год преставилась супруга Яня именем Марья, месяца

августа в 16-й сутки, и пришли черноризцы, отпели положенные песнопения и

принесли и положили ее в церкви святой Божией матери, против Феодосиева гроба,

по левую сторону. Феодосий был похоронен 14-го, а та 16-го.

Так сбылось пророчество блаженного отца отечественного Феодосия, хорошего

пастуха, пасшего словесных овец истово, с кротостью и со вниманием, замечая

за ними и опекая их, молясь за порученное ему стадо и за людей христианских,

за почву Русскую, за которых, и по отшествии от этого света, молишься за

людей верных и за собственных учеников, каковые, взирая на гроб твой, вспоминают

поучения твои и воздержание твое и прославляют Всевышнего. Я же, безнравственный твой раб

и ученик, недоумеваю, как восхвалить хорошее твое воздержание и житие. Но

сообщу немногое: Радуйся, отче отечественный и наставник! Мирской шум отвергнув,

молчание возлюбив, Всевышнему послужил ты в тишине, в монашеском житии, всякое

себе божественное приношение принес, постом превознесся, плотские страсти и

удовольствия возненавидел, желания и красоту света этого отринул, следуя по

стопам высокомысленных отцов, соревнуясь с ними, в молчании возвышаясь и

смирением украшаясь, в словесах книжных находя радость. Радуйся, укрепившись

надеждою на вечные блага, приняв каковые, умертвив плотскую похоть, источник

волнений и беззакония, ты, преподобный, бесовских козней избег и сетей. С

праведными, отче, почил, взяв по трудам твоим воздаяние, став наследником

отцов, последовав учению их и нраву их, воздержанию их и правила их

выполняя. Всего более желал уподобиться ты великому Феодосию нравом и

образом судьбы, подражая его житию и в воздержании с ним соперничая, последуя

его обычаям и переходя от одного хорошего дела к еще лучшему, и положенные

молитвы к Всевышнему вознося, вместо благоухания принося кадило молитвенное,

фимиам благовонный. Победив мирскую похоть и миродержца — князя мира этого,

неприятеля поправ дьявола и его козни, победителем явился, противостав вражеским

его гордым помыслам и стрелам, укрепясь оружием крестным и верою

непобедимою, Божьею помощью. Молись за меня, отче честный, дабы избавиться

мне от сети вражеския, и от соперника-неприятеля соблюди меня твоими молитвами.

В тот же год знамение было на солнце, как словно бы бы должно было оно

умереть и крайне мало его осталось, как месяц стало, в час второй дня,

месяца мая в 21-й сутки. В тот же год, в то время, когда Всеволод охотился на зверей за

Вышгородом и были уже закинуты тенета и кличане кликнули, упал превеликий

змей с неба, и ужаснулись все люди. Одвременно с этим почва ударила, так что

многие слышали. В тот же год волхв объявился в Ростове и скоро погиб.

В год 6600 (1092). Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью

стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. В случае, если кто

выходил из дома, дабы взглянуть, в тот же миг невидимо уязвляем бывал бесами

язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. После этого начали

и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их

копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и

говорили, что это мертвецы бьют полочан. Началось же это знамение с Друцка.

В те же времена было знамение в небе — совершенно верно круг среди неба превеликий. В

тот же год засуха была, так что изгорала почва, и многие леса возгорались

сами и болота; и довольно много знамений было по местам; и рать великая была от

половцев и отовсюду: забрали три города, Песочен, Переволоку, Прилук, и довольно много

сел повоевали по обеим сторонам. В тот же год ходили войною половцы на

поляков с Васильком Ростиславичем. В тот же год погиб Рюрик, сын Ростислава.

В те же времена многие люди умирали от разных недугов, так что говорили

реализовывающие гробы, что реализовали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста 7

тысяч. Это произошло за грехи отечественные, поскольку умножились грехи отечественные и

Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: