Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 10 глава

На следующем этапе, в то время, когда ребенок сам начинает добывать горшок и снимать одежду, принципиально важно создать условия для полной его независимости в этих действиях, о чем уже говорилось выше.

Чтобы уменьшить формирование навыков опрятности у ребенка, вам направляться в первую очередь поить и кормить его в одно да и то же время. И в соответствии с этим высаживать на горшок. Сначала сажайте малыша на горшок достаточно довольно часто (к примеру, через любой час), но не оставляйте на горшке продолжительно (не более 5—6 мин.).

Еще раз обращаем внимание на то, что при тренировке навыков опрятности направляться быть максимально терпеливыми и последовательными в собственных действиях. Не нужно думать, что лишь у вашего ребенка появляются громадные трудности в приобретении этих навыков. В любых ситуациях принципиально важно осознать обстоятельство трудностей, испытываемых ребенком, и направить все усилия на ее преодоление.

В случае, если же, не обращая внимания на все старания своих родителей, навык опрятности не формируется к 4 годам либо же в случае, если навык сформировался, а позже под влиянием каких-либо негативных действий был потерян, вам нужно обратиться к доктору.

У большинства детей с отклонениями в развитии, у которых удалось организовать навыки опрятности в дневное время, ночью на протяжении сна может наблюдаться неосознанное упускание мочи—энурез. Ночной энурез у детей с отклонениями в развитии довольно часто связан с нарушениями механизмов сна. Исходя из этого одним из наиболее значимых режимных моментов в этих обстоятельствах нужно считать строгую организацию режима сна ребенка. Нужно создать благоприятные условия для отхода ко сну, исключив за 2 часа до сна разные эмоционально возбуждающие действия (подвижные игры, просмотры телепередач и т. д.), дремать ребенок обязан на полужесткой кровати со легко немного поднятым ее ножным финишем, в горячей помещении. Серьёзным есть соблюдение определенного пищевого и питьевого режима с ограничением вечером продуктов, содержащих много жидкости. Питьевой режим предусматривает исключение всякого питья за4—5 часов до сна. В случае, если этих режимных моментов оказыва-

152

ется слишком мало, вам направляться непременно посоветоваться с доктором-психоневрологом .

Развитие сенсорных различных видов и функций памяти

В предупреждении и преодолении отставания в развитии ведущая роль в собственности развитию и сенсорному воспитанию игровой деятельности ребенка. Сенсорное воспитание есть базой развития познавательной деятельности, оно формирует у малыша нужные предпосылки для создания высших психологических функций, имеющих первостепенное значение для возможности предстоящего обучения.

Целью сенсорного воспитания есть развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятие движений и позы), и ограничения перемещений глаз из-за разных форм косоглазия, нарушений фиксации взгляда, ограничение других расстройств и поля зрения, которые связаны с патологией зрительной и зрительно-моторной совокупности.

Помимо этого, у детей с нарушениями умственного развития недостаточность зрительного восприятия определяется малой психологической активностью, отсутствием интереса к окружающему. В любых ситуациях нужны ранние коррекционные упражнения.

Уже на первом году судьбы малыша родителям направляться всячески помогать накоплению ребенком сенсомоторного опыта. Все сенсорные функции малыша направляться развивать в тесной связи с формированием двигательных навыков, стремясь к тому, дабы развивалась целостная интегративная деятельность — сенсомоторное поведение, которое образовывает базу интеллектуального и речевого развития.

Для детей с отставанием психомоторного развития нужно как возможно раньше стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая данный процесс с моторной активностью. В первую очередь малыша направляться научить комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, перемещений рук. Это осуществляется в ходе повседневного ухода.

Вычисляем нужным отметить следующие изюминки проведения коррекционной работы по сенсорному воспита-

153

нию малыша — это последовательность и этапность. Непременно, это правило относится ко всем видам коррекционной работы, но мы его разглядим на примере сенсорного воспитания. В первую очередь у своих родителей постоянно возникает вопрос: *С чего начать? » Конечно, хорошим вариантом есть начало лечебно-воспитательных и коррекционных мероприятий с первых месяцев судьбы ребенка. Но отклонения в развитии не всегда диагностируются так рано. Значительно чаще это выявляется к 2—3 годам судьбы. На этом же возрастном этапе, как уже отмечалось выше, главной проблемой, которая тревожит своих родителей, в большинстве случаев есть отставание речевого развития. Но при обследовании ребенка довольно часто выявляется несформированность самых начальных этапов сенсорного развития. Исходя из этого коррекционная работа в первую очередь обязана строиться с учетом не только возраста малыша, но и уровня сформированности той либо другой функции, и уровня сенсомоторного развития в целом.

Исходя из этого с ребенком 2—3 лет время от времени может появляться необходимость затевать коррекционную работу по сенсорному воспитанию с самых начальных этапов, каковые здоровый ребенок проходит в первые месяцы судьбы. Это, в большинстве случаев, относится и к стимуляции других функций и развития.

Так, в случае, если ребенок находится на самом начальном этапе развития сенсорных функций, то его в первую очередь обучают возможности произвольной фиксации взора как на перемещаемых, так и на неподвижных предметах (игрушках), его побуждают к более долгому сосредоточению на лице и предмете говорящего. Учат осматривать предмет, выделяя в нем значительные показатели. После этого предлагают задания по словесной инструкции, при условии понимания речи, к примеру, отыскать глазами окно, дверь, ту либо иную игрушку.

На следующем этапе ребенка учат различению цветов. Как мы знаем, что уже на первом году судьбы ребенок способен отличить один цвет от другого. Но установление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит существенно позднее. Так, в ходе особого обучения ребенок в начале третьего года при обычном развитии различает и именует четыре цвета: красный, светло синий, желтый и зеленый. К моменту поступления в школу обязан различать и именовать всетэсновные цвета.

154

В случае, если ребенок отстает в развитии, то упражнения в назывании и различении цветов направляться проводить систематически и в разнообразной форме.

Родителям направляться не забывать, что особенно нужным для малыша являются упражнения в быту, в жизненной обстановке. Так, в ходе одевания, раздевания взрослый именует цвет одежды, обуви, при знакомстве с предметами окружения он именует их цвет.

Принципиально важно, дабы кроха не только механически усвоил заглавия цветов, но и на базе разделения цвета обучился создавать начальные умственные операции — обобщать. Для этого его нужно научить подбирать предметы, однообразные по цвету, распределять их по этому показателю.

Полезно проводить кроме этого особые дидактические игры (либо игры-занятия). Так, в случае, если кроха совсем не знает цветов, то ему предлагается игра с цветными шариками. Цель данной игры— научить ребенка различать цвета и понимать их наименование. Сначала взрослый играется с ребенком, применяя шарики одного цвета (красные, после этого светло синий), они совместно их катают, подбрасывают. После этого проводится игра с синими шариками и красными в один момент. В таковой игре ребенок по инструкции взрослого обязан выбрать и покатать красный либо светло синий шарик. Взрослый берет красный либо светло синий шарик и требует ребенка выбрать «такой же» катать вместе с ним. Игры повторяются, пока ребенок не обучится выбирать из двух цветов необходимый по просьбе взрослого.

После этого ребенку подбирают игры, содействующие формированию несложных умственных операций на базе знания цветов. Ребенку дается коробка с 8—10 шариками двух цветов и две коробки для того чтобы же цвета, как и шарики, и он обязан разложить шарики в коробки соответствующего цвета. После этого ему дают эти же шарики, окрашенные в два цвета, каковые складываются в неспециализированную коробку. После этого на стол ставят две пластмассовые тарелки таких же цветов, как и шарики. Взрослый на глазах у ребенка берет красный шарик, кладет его в красную тарелку, после этого дает светло синий шарик ребенку и требует его положить в соответствующую по цвету тарелку.

Понемногу на разном игровом материале, а также картинах, ребенка учат собирать предметы по цвету, величине и форме.

155

Для этого малыша в первую очередь нужно научить различению несложных фигур и их размеров.

направляться не забывать, чтв-все игры — занятия по различению фигур не только тренируют внимание и зрительное восприятие, но и содействуют формированию пространственных представлений.

В случае, если у малыша совсем отсутствует представление о форме предмета, то игры-упражнения начинаются с различения формы шара, их размеров и круга (громадной — мелкий). Для этого родителям необходимо иметь ящик, в стенке которого имеются отверстия громадного и мелкого размера, с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают шарики и ящик двух размеров с таким расчетом, дабы шарики не могли пройти через меньшие отверстия. Наряду с этим взрослый поясняет:

«Вот громадный шарик (шарик дается ребенку, и он ощупывает его), а вот мелкий (кроме этого предоставляется возможность ощупать шарик)». Затем ребенок закрывает глаза и ему в руку вкладывается один из шариков. Ребенок обязан предугадать, какой шарик у него в руке. Затем ребенку дается задание — положить громадный шар в громадное окно, а мелкий — в мелкое.

Кроме этого в играх у ребенка развивают возможность различать формы шара и куба, квадрата и круга, после этого добавляется треугольник, овал и другие фигуры . На начальной стадии таких игр-упражнений кроха знакомится с одной стороной, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы громадного и мелкого размера, применяемые кубики и шары также двух размеров.

Познакомившись с размерами и формами шара и куба, кроха знакомится с отверстиями на коробке. Наряду с этим у него на данном занятии развиваются элементарные навыки переноса: шар — отверстие круглой формы — окно, куб — отверстие квадратной формы — квадрат. Взрослый предлагает крохе опустить в коробку громадной большой кубик и шарик и задаёт вопросы: «Куда ты будешь опускать шарик? В какое окно?» — «Верно, вот в это окно опусти шарик. А сейчас опусти кубик. Продемонстрируй, куда нужно опустить кубик? » — «Верно, сот ко мне!» После этого ребенок делает это задание самостоятельно.

Затем ребенка учат опускать громадный шарик в громадное окно, мелкий — в мелкое.

156

После этого ребенку для различения предлагаются новые фигуры . Полезно применять игру «Почтовый ящик», и особые доски с прорезями разной величины и формы и соответствующие фигурки к ним. Ребенка методом соотнесения учат помещать в каждую прорезь соответствующую фигурку. Закрепление понятий «громадной», «мелкий», и узнавание разных геометрических форм закрепляется в разных играх-упражнениях на конструктивную деятельность.

Для детей с отклонениями в развитии особенно нужны игры с разборными игрушками, поскольку в них не только формируется представление о величине предмета, но и начинается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные ориентировки. Это особые игры — вкладыши в виде комплекта коробок, положенных одна в другую, это подбор крышек к коробкам различного размера, игры с матрешками, пирамидками и т. д.

На следующих этапах ребенку предлагаются разрезные картинки и кубики сперва из двух, а после этого из четырех частей. Обширно направляться применять игры со стройматериалом. В этих играх у детей начинается представление о форме, величине и количестве предметов, формируются пространственные представления и целенаправленная деятельность.

Организуя игру малыша, лучше дабы взрослый игрался вместе с ним. Наряду с этим нужно учитывать, что ребенок обязан сохранять самостоятельность и проявлять активность.

На всех занятиях с ребенком родитель и педагог уделяют особое внимание формированию памяти малыша.

Работа по формированию памяти содействует закреплению и формированию явлений и образов предметов окружающей действительности, что имеет ответственное значение для предстоящего формирования обобщенных представлений о явлениях и предметах окружающего мира.

родителям и Педагогу в ходе наблюдения за ребенком, а также в процессе особых коррекционных занятий нужно выяснить преобладающий вид памяти. Это имеет серьёзное значение, поскольку для более действенной начальной коррекционной работы педагог может опереться на ведущий вид памяти, понемногу стимулируя развитие и других ее видов. При достаточно развитой памяти ребенок в состоянии зак-

157

решить адекватные образы явлений окружающего и восприятия предметов мира, что имеет серьёзное значение для его умственного развития.

Развитие познавательной деятельности, навыков и речи общения

Для развития познавательной деятельности ребенка пред-дошкольного и дошкольного возраста серьёзное значение имеет воспитание разных сенсорных функций, и особое умственное воспитание. Наряду с этим принципиально важно учитывать механизмы и возрастные закономерности умственного развития здорового ребенка.

Умственное воспитание ребенка направляться осуществлять в ходе разных видов его продуктивной деятельности. Ответственное значение имеет планомерное ознакомление его с окружающим методом особого формирования у него представления и целостного восприятия о явлениях окружающей действительности . В ходе ознакомления у ребенка формируется целостное представление об окружающем мире.

Ответственными формами мышления дошкольника есть наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Сформи-рованность этих видов мышления имеет ответственное значение в общем ходе умственного развития ребенка. педагогам и Родителям необходимо помнить, что для развития мышления ребенка серьёзное значение имеет его практическая деятельность, в ходе которой и развиваются наглядно-действенные формы мышления.

Изюминкой этого вида мышления есть его неразрывная сообщение с практической деятельностью ребенка. По мере формирования наглядно-действенного мышления формируется возможность соотнесения условий задачи с ее требованиями, что есть одним из ответственных показателей умственного развития. При отставании умственного развития для того чтобы соотнесения не происходит, исходя из этого родителям и педагогу нужно намерено развивать у ребенка разные формы предметно-практической деятельности.

Ответственной задачей развития мышления ребенка есть формирование у него явлений и познания таких форм предметов окружающей действительности, каковые отражали бы значительные показатели, связи ивзаимоотношения между ними,

158

что есть предпосылками для создания обобщенных элементарных понятий и представлений.

Формирование понятий крайне важно для успешной подготовки ребенка к обучению в школе. родители и Педагог должны научить ребенка выделять значительные показатели предметов; мочь делать простые обобщения. На данный момент продемонстрирована ключевая роль ранних раннего обучения и стадий развития для психологического развития ребенка. Но в каждом конкретном случае для решения вопроса о времени начала школьного обучения ребенка нужна консультация экспертов (педагога, доктора-психоневролога, психолога, педиатра).

Для навыков общения и развития речи ответственное значение имеет подражание. Исходя из этого ребенка принципиально важно научить подражать взрослому при исполнении им разных перемещений. Ребенку говорят: «Делай, как я». После этого его просят выполнить разные действия по словесной инструкции, таким методом развивают познание обращенной речи и функцию подражания. В ходе совместной со взрослым игровой деятельности ребенок обучается повторять действия и слова взрослого. Так его учат подражать действиям губ, произнося цепочки слов « мо—мы », « то — ты — ту» и т. п. Считается, что в раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к усвоению языка.

Для реализации этого обобщения серьёзное значение имеет эмоционально-хорошее сотрудничество «мать —ребенок» . Как мы знаем, что отдаление ребенка от матери в данном возрасте возможно одной из обстоятельств задержанного доречевого и речевого развития ребенка. К факторам риска речевых нарушений относится домашняя отягощенность патологией речи. Как мы знаем, что именно обращение своих родителей, в особенности матери, делается примером речи для речевого развития ребенка. У детей раннего возраста особенное значение имеет стимуляция развития понимания обращенной речи и функций подражания.

Обращение появляется при наличии определенных предпосылок и в первую очередь функционирования и нормального созревания центральной нервной совокупности. Но обращение есть серьёзной социальной функцией, исходя из этого для ее развития одних биологических предпосылок слишком мало. Обращение появляется лишь при общении взрослого с ребенком. Наряду с этим ведущее значение имеет эмоционально весёлое общение ребенка с матерью либо заменяющим ее лицом. Наряду с этим значение имеет так называемый способ «разрабатывающеговзаимодействия» идифференцирован-

159

ные методы развития коммуникативного поведения у детей раннего возраста, предложенный Н. Н. Школьниковой.

Автором было продемонстрировано, что именно мать либо заменяющее ее с самого рождения лицо владеет своеобразными аффективными возможностями развития ребенка и в первую очередь развития его коммуникативного поведения и речи. Это связано с тем, что диада мать — ребенок на ранних этапах онтогенеза начинается как функциональная саморегулирующая биологическая совокупность.

В базе сотрудничества диады мать — ребенок лежит актуализация биологических инстинктивных программ матери и коммуникативного поведения ребёнка.

Детские вопросы. Родителям направляться иметь в виду, что детские вопросы являются ответственным показателем интеллектуального и коммуникативного развития ребенка. Выделяют два типа детских вопросов, которые связаны с уровнем умственного и речевого (коммуникативного) развития ребенка.

Первый этап начинается с появления назывательной (номинативной) функции речи и связан с развитием номинативно-назывательной функции речи. На этом этапе формируется возможность обозначения окружающих предметов. Наряду с этим ребенок всегда начинает задавать вопросы типа «Это что?» В это время (около двух лет) происходит совместно стимулирующее речи и развитие мышления.

На втором этапе (возраст 4—5 лет) у ребенка начинают формироваться причинно-следственные связи, появляются вопросы типа «По какой причине?» Появление этих вопросов связано с расширением познавательных заинтересованностей ребенка. Не считая коммуникативной начинается познавательная функция речи. направляться иметь в виду, что генетически первой и ведущей деятельностью есть общение со взрослым. Оно появляется у детей в первом полугодии судьбы.

Развитие игровых навыков

Как мы знаем, что ведущей формой деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста есть игра, в связи с чем специалистам и родителям, трудящимся с ребенком, направляться особенное внимание обратить на стимуляцию игровой деятельности. Как мы знаем, что игра у здорового ребенка начинается поэтапно. На первой стадии игры ребенка являются действи-

160

ями определенными предметами — это предметные игры, каковые развиваются на базе предметно-манипулятивной деятельности.

Считается, что для малыша самой первой «игрушкой» есть он сам. Посредством рук он начинает выяснять собственное тело, а посредством рта он исследует собственные руки. С первых месяцев судьбы он разглядывает все, что его окружает, он вытягивает руки и наблюдает на них, приближая их к лицу. Все его поведение направлено на познание и исследование окружающего. В возрасте 4—8 мес. у ребенка начинается возможность узнавания привычных предметов на расстоянии и захватывания их с участием конечных фаланг и большого пальца вторых. Родителям направляться учить ребенка в ходе совместной игры изучить предметы методом повторных проб с ними, среди них и проб с их наполнением и опорожнением.

Родителям направляться научить ребенка выпивать из чашки, пользоваться ложкой. С целью этого полезно проводить игры-упражнения с выливанием и наливанием воды. Ребенку полезно предлагать игрушки, в захватывании которых нужно участие конечных фаланг и большого пальца остальных (игрушки на ниточках). Понемногу развивают манипулятивную деятельность и тактильно-осязательное восприятие. На этом же этапе нужно стимулировать все представленные выше навыки, проводить активные игры с малышом. Наряду с этим принципиально важно научить ребенка в один момент держать два предмета и манипулировать ими.

На первой стадии игровые действия носят по большей части подражательный темперамент.

На втором этапе игровое воздействие в основном соответствует настоящей действительности, более четко разделяются функции, отмечается логическая последовательность действий, отражающих настоящую реальность.

На третьем этапе действия становятся еще более разнообразными их логика и темперамент, определяемый взятой на себя ролью. В игре начинает употребляться своеобразная ролевая обращение.

Наконец, на четвертом этапе содержание игры включает в себя исполнение действий, отражающих отношения с другими людьми, роли которых делают другие участники игры. Отмечается тесная сообщение ролевых функций, обращение четко делает ролевую функцию. Характерна четкая последовательность игровых действий, отражающих настоящую последовательную логику событий.

В игре развиваются разные виды взаимоотношений между детьми, каковые определяются содержанием и сюжетом игры, что имеет ответственное значение дляразвития личности и коммуникативного поведения.

Наконец, в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать новый тип игры — игра с правилами. В этих играх уже более четко выяснена главная задача, отмечается более четкое соотнесение сюжетно-ролевого содержания с правилами. Особенные группы игр с правилами составляют подвижные игры,к примеру, «Кошки-мышки».

К играм с правилами относятся так именуемые дидакттш-ческие игры. В этих играх детям предлагается ответ определенных умственных задач, представленных в игровой форме. Эти игры развивают познавательную деятельность ребенка, формируют у него познавательную активность.

Как мы знаем, что многие дети с отклонениями в развитии и разными болезнями центральной нервной совокупности не могут играться, что еще более задерживает их психологическое развитие. направляться иметь в виду, что непродуктивность игровой деятельности, а также игры совместно со взрослым, возможно обусловлена повышенной психологической истощаемостью малыша и поэтому низким уровнем мотивации. Исходя из этого мать обязана стимулировать и побуждать ребенка к игре. Ответственное значение имеет одобрение и похвала действий ребенка. В случае, если при виде игрушек ребенок самостоятельно не играется, взрослый начинает играться вместе с ним. Наряду с этим взрослый в первую очередь воспитывает у ребенка интерес к игрушкам, играясь вместе с ним, заинтересовывает его в контакте. Принципиально важно воспитывать у ребенка адекватность игровых действий в соответствии с игровым материалом.

Упрощенный процесс обучения протекает следующим образом.

1. Ребенку дается инструкция, что он обязан сделать.

2. В случае, если нужно, ему оказывается помощь.

3. Ребенку позволяют понять, что он сделал отлично.

Серьёзное значение имеет одобрение, дабы похвала не утратила собственного побуждающего действия, ребенок обязан отлично воображать себе, за что его хвалят.

Основное правило — высказывать собственный одобрение самым естественным образом. Не забывайте, что похвала — это самая естественная и самая дешёвая форма поощрения. Похвала стимулирует деятельность ребенка. Но в некоторых случаях через чур нередкая по-

162

хвала может стать привычной и утратить собственную стимулирующую свойство. Дабы этого не случилось, направляться разнообразить формы похвалы. Различными методами разрешите понять крохе, за что вы его хвалите. Это особенно принципиально важно для детей более старшего возраста. Выделяйте похвалу особенной интонацией. Научите ребенка ценить похвалу. Поощрения будут естественной частью общения между детьми и родителями.

Так, начальное обучение ребенка начинается в игре. Обучение представляет собой трехступенчатый процесс (до, на протяжении, по окончании). Любой этап направляться планировать.

Ответственное значение для психологического и подготовки и личностного развития ребёнка его к школе имеют особые игры — упражнения на конструктивную деятельность. Они очень серьёзны для детей с двигательными расстройствами, для которых кроме этого употребляются игры с разборными игрушками.

Спектр предлагаемых ребенку игр достаточно широк: это игры-драматизации, игры с предметами, настольно-печатные, словесные и др. Но в любых ситуациях игра есть наиболее значимым причиной организации и развития судьбы ребенка.

Синдром стереотипных игр

Стереотипные игры появляются у детей в условиях социальной и эмоциональной депривации. У детей с синдромом госпи-тализма он отмечается уже на первом году судьбы, но особенно ярко он проявляется в возрасте по окончании 1—1,5 лет. Проявления синдрома сходны с гиперкомпенсаторными депривационными играми в сочетании с некоторыми проявлениями аутистичес-ких стереотипических игр. Депривационная игра складывается из однообразных двигательных стереотипии — раскачиваний, подпрыгиваний, вращений, перебираний пальцами, кручения головой. Эти действия смогут сменяться игрой неигровыми предметами кроме того при наличии игрушек. Характерно, что игра происходит на фоне пониженного настроения без эмоционального оживления. Депривационная игра проявляется в виде выраженной задержки формирования игровых навыков. Характерной чертой данной игры есть ее принципиальная обратимость при трансформации обстановки.

Психотерапевтическая роль игры

Очень серьёзное значение имеет развитие игры ребенка с отклонениями в развитии. Направляя игру, родители учат его нравственным элементарным нормам поведения, оказывают помощь ему войти в коллектив здоровых детей. Нужно стремиться к тому, что-

163

бы согласие, взаимопомощь стали привычными формами поведения ребенка с отклонениями в развитии. Все проводимые с ребенком занятия должны деятельно влиять не только на интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферу, вместе с тем и на его эмоции. С целью этого направляться обширно применять разные музыкальные занятия либо музыкальное сопровождение при проведении тех либо иных занятий. Известно благоприятное влияние музыки на многих детей с отклонениями в развитии, и особенно на детей с заболеванием Дауна. Довольно часто прогресс в развитии для того чтобы ребенка начинается в ходе проведения с ним музыкальных занятий. К музыкальным занятиям весьма чувствительны дети с синдромом и гидроцефалией Ретта.

Наряду с этим большую роль играется настрой ребенка, его эмоциональное состояние. Исходя из этого жизнь малыша нужно наполнить красотой природы, игрой, сказками, музыкой. Все это даст толчок к практическому освоению мира.

Помощь ребенку в совершенствовании двигательных ориентации и функций в пространстве

Двигательные нарушения в той либо другой степени выраженности наблюдаются у всех детей с отклонениями в развитии, в особенности в первые годы их жизни.

Кроха не смотря на то, что и перемещается самостоятельно, ходьба его долгое время возможно слишком мало устойчивой. Родители в этих обстоятельствах долгое время водят его за руку, ограничивают его двигательную активность. Это ведет к тому, что у ребенка очень медлительно обогащается двигательный опыт, что еще больше задерживает совершенствование у него функций равновесия.

Родителям направляться всячески помогать активности и самостоятельности ребенка в ходьбе и других моторных навыках. Им нужно помогать моторному формированию ребенка. В первую очередь серьёзное значение в развитии моторики имеет проведение особых упражнений в равновесии, к примеру:

1. Ребенок стоит на коленях, руки вытянуты на протяжении туловища, легко отведены и развёрнуты наружу. По команде взрослого он переносит вес тела с одного колена на второе. Наряду с этим он не должен садиться на пятки, а его руки не должны касаться пола. В качестве помощи взрослый может применять под-

164

держку ребенка за локтевой сустав на той стороне, на которую перенесен вес тела.

2. Ребенок сидит на полу без опоры рук. Чтобы избежать опоры на руки, ему возможно дать игрушки. Поднимая стопы от пола и легко сгибая ноги, ребенок обязан сохранять исходную позу и не падать назад. Взрослый следит, дабы ноги ребенка были отведены и развёрнуты наружу.

Для тренировки равновесия употребляются кроме этого следующие приемы: взрослый легко подталкивает ребенка, что сидит на стуле, стоит на коленях либо четвереньках, наряду с этим он обязан сохранять равновесие, не применяя рук для помощи.

Серьёзное значение имеет тренировка равновесия в ходьбе: малыша учат ходить по прямой дорожке, намеченной мелом либо выложенной шнурками по полу (ширина 20 см); перешагивать препятствия (канат, палочка высотой не более 10 см, линии).

12-24. Глава 7. Как узнать верный путь к сердцу вашего ребёнка


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: