Кочевничество и оседлый образ жизни 8 глава

Во второй половине 40-ых годов XIX века, по окончании перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия, появилась Белокриницкая иерархия, которая на данный момент есть одним из самых больших старообрядческих направлений, приемлющих священство. Большинство старообрядцев приняла старообрядческую иерархию, но третья часть перешла в беспоповщину.

По догматике поповцы слабо отличается от новообрядцев, но придерживаются наряду с этим ветхих — дониконианских — обрядов, богослужбных церковных традиций и книг.

Численность поповцев на конец XX века образовывает около 1,5 миллиона человек, большинство которых сосредоточена в РФ (самые многочисленные группы находятся в Столичной и Ростовской областях).

На данный момент поповцы делятся на две главные группы: Русская православная Русская и старообрядческая церковь древлеправославная церковь.

[править] Единоверие

Главная статья: Единоверие

В 1800 году, часть поповцев перешла под юрисдикцию РПЦ, сохранив всю дореформенную обрядность. Для них была создана отдельная структура — Единоверческая церковь. Это течение, имеет законное священство, хиротоническую евхаристическое общение и преемственность с сообществом поместных Православных церквей.

И сейчас в лоне Русской Православной Церкви существует единоверие (православное старообрядчество) — приходы в которых сохраняются все дореформенные обряды, но наряду с этим они признают иерархическую юрисдикцию РПЦ и РПЦЗ (см. к примеру: преосвященный Иоанн (Берзинь), епископ Каракасский и Южно-Американский, управляющий единоверческими приходами РПЦЗ).

[править] Беспоповство

Кочевничество и оседлый образ жизни 8 глава

Часовня беспоповцев. 1910 год. Выстроена в с. Ключи, Иволгинский район Бурятии. Экспонат Этнографического музея населений украины.

Главная статья: Беспоповство

Появилось в семнадцатом веке по окончании смерти священников ветхого рукоположения. В рядах старообрядцев по окончании раскола не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, погибшего ещё в первой половине 50-ых годов семнадцатого века и не покинувшего себе преемника. По каноническим правилам Православная Церковь без епископа существовать не имеет возможности, так когда епископ в праве посвятить диакона и священника. Старообрядческие священники дониконовского поставления не так долго осталось ждать погибли. Часть старообрядцев, отрицающая возможность существования «подлинного» духовенства, организовала беспоповский толк. Старообрядцы (именуемые официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие), отвергнувшие священников нового поставления, оставшись совсем без священников, стали в быту именоваться беспоповцами.[7]

Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Вторыми большими центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских почвах. Потом, в беспоповском перемещение появились новые разделения и появились новые согласия: даниловское (поморское), федосеевское, Филиповское, часовенное, спасово, аристово и другие, более небольшие и экзотические, наподобие средников, дырников и бегунов. В десятнадцатом веке наибольшим центром беспоповства стала община Преображенского кладбища в Москве, в которой ведущую роль игрались владельцы мануфактур и старообрядческие купцы. На данный момент наибольшее объединение беспоповства — Древлеправославная поморская церковь.

К числу беспоповских согласий во многих случаях относили и относят кое-какие псевдохристианские секты на том основании, что последователи этих сект кроме этого отвергают окормление официальным священством.

[править] Отличительные черты

[править] Богослужебно-обрядовые изюминки

Отличия «древлеправославной» работы от «новообрядческой»:

  • Применение двуперстного крестного знамения
  • не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.
  • богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».
  • нет характерных для новообрядчества замен и сокращений. Кафизмы, песни и стихиры канонов исполняются абсолютно.
  • не употребляются акафисты (за исключением «Акафист о Пресвятей Богородице») и другие позднейшие молитвенные произведения.
  • не служится великопостная работа Пассия, имеющая католическое происхождение.
  • сохраняются начальные и исходные поклоны.
  • поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно да и то же время.
  • Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.
  • Крестный движение совершается по солнцу (по часовой стрелке)
  • в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.
  • более активно применяются погласицы в церковном чтении.
  • сохраняется использование некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (псалтырь, Иеросалим, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.)

[править] Знак веры

На протяжении «книжной справы» было внесено изменение в Знак веры: убран альянс-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления особенностей так было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы быстро выступали против произвола в изложении догматов и готовься «за единый аз» (другими словами за одну букву «а») пойти на смерть и страдание.

Сравнение текста:

Дореформенный текст «Новообрядческий» текст
Ісусъ, (Ісъ) Іисусъ, (Іисъ)
Рожденна, а не сотворенна Рожденна, не сотворенна
Его же царствію несть финиша Его же царствию не будет финиша
Господа истиннаго и животворящаго Господа животворящаго

Старообрядцы уверены в том, что греческие слова в тексте — то Кирион — означают Господственный и Подлинный (другими словами Господа Истиннаго), и что по самому смыслу Знака веры требуется в нём исповедовать Духа Святого подлинным, как исповедают в том же Знаке Бога Бога Сына и веры Отца Подлинными (во 2 участнике: «Света от Света, Всевышнего Подлинна от Всевышнего подлинна»)[8]. .

[править] Имя Исус

На протяжении церковных реформ классическое написание имени Христа Ісус было заменено на новогреческое Іисус. Старообрядцы придерживаются классического написания. Они показывают на то, что и у других славян (сербы, черногорцы) в богослужебных книгах видится написание «Исус».

[править] Трисоставный восьмиконечный крест

Идеальной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, четырёхконечный крест, как заимствование из латинской церкви, не используется на протяжении богослужения.

[править] Двуперстие

Кочевничество и оседлый образ жизни 8 глава

Двуперстный благословляющий жест. Одна из старейших сохранившихся икон Христа, VI век (из собрания монастыря Святой Екатерины, Синай)

Кочевничество и оседлый образ жизни 8 глава

На протяжении реформ патриарха Никона подверглось трансформации сложение пальцев (перстосложение) при совершении крестного знамения: мирянину при крестообразном осенении себя либо кого-либо предписывалось складывать три пальца «щепотью», в иерейском же благословляющем жесте употребляется т. н. «именословное перстосложение», в котором пальцы знаменуют собой буквы имени Христа — ІС ХС.

Кочевничество и оседлый образ жизни 8 глава

Само крестное знамение как часть предания восходит к первым столетиям христианства. Многими авторами — к примеру, Василием Великим оно относится напрямую к апостольскому преданию, но письменных источников о начальной форме перстосложения, возможно, не существует.

В поддержку нововведённого по греческим примерам того времени жеста приводились ссылки на произведения об именословном перстосложении Навплийского протопопа Николая Малаксы (XVI в.). По его имени подобное перстосложение в старообрядческой среде неуважительно именуется «малаксой».

Во многих послераскольных источниках, родных Русской Православной церкви, приводится теория, по которой первичной формой перстосложения было одноперстие, которое потом заменилось двуперстием и, наконец, совсем утвердившимся троеперстием. Старообрядцы же настаивают на благочестии, истинности и древности двуперстия. В качестве доказательства древности двуперстного жеста приводится множество древних монументов иконографии, среди них и относимые преданием к апостольским временам. При рассмотрении истинности жеста раскрывают его символический суть: два перста означают два естества Сына Божия, наряду с этим чуть согнутый средний палец свидетельствует «умаление» (кеносис) Божественной природы при вочеловечивании Спасителя. Три другие перста соединены как символ соединения и несмешения лиц Святой Троицы в едином Всевышнем. Крестообразное осенение в память о кресте Распятия совершается двумя перстами, символизирующими Христа. При троеперстном крестном знамении знак Христа заменяется знаком Троицы, что разрешает старообрядцам упрекать «никониан», что они так «распинают Троицу».

[править] Агнец

Агнец (слав. ягненок) — литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства Евхаристии. В соответствии с учению Церкви, литургические вино и хлеб пресуществляются в Кровь и Тело Христа. Кровью и Телом причащаются верующие и духовенство. Агнец приготовляется священником (либо архиереем) на протяжении проскомидии. С произнесением особенных молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры именуются антидором. Таковой метод изготовление литургического хлеба появился, по-видимому, в IX — Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически именуют Исуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесённым в жертву для спасения иудейского народа из египетского плена, Он дал себя в жертву для спасения людской рода от власти греха.

[править] Сугубая аллилуия

На протяжении реформ Никона сугубое (другими словами двойное) произнесение «аллилуии», что в переводе с древнееврейского языка свидетельствует «хвалите Всевышнего», было заменено на трегубое (другими словами на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». Согласно точки зрения греко-россиян (новообрядцев), тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Но старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение совместно со «слава Тебе, Боже» уже есть прославлением Троицы, потому, что слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа[9].

Согласно точки зрения старообрядцев, старая церковь сказала «аллилуия» два раза, исходя из этого и русская дораскольная церковь знала лишь двойную аллилуию. Изучения продемонстрировали, что в греческой церкви тройная аллилуия изначально практиковалась редко, и стала в том месте побеждать лишь в XVII веке[10]. Двойная аллилуия не было новшеством, показавшимся в РФ только в пятнадцатом веке, как утверждают приверженцы реформ, и тем более не погрешность либо опечатка в ветхих богослужебных книгах. Старообрядцы показывают на то, что тройная аллилуия была осуждена старой русской самими греками и церковью, к примеру, преподобным Максимом Греком и на Стоглавом соборе[11].

[править] Поклоны

Не допускается замена земных поклонов на поясные.

Поклоны бывают четырёх видов:

1. «простой» — поклон до персей либо до пупа;

2. «средний» — в пояс;

3. небольшой земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанэя» = покаяние);

4. великий земной поклон (проскинеза).

У новообрядцев и для священников, и для монашествующих, и для мирян предписывается класть поклоны только двух видов: поясные и земные (метания).

«Простой» поклон сопровождает каждение, возжигание лампад и свечей; другие творятся при молитве соборной и келейной по строго установленным правилам.

При великом земном поклоне колени и голову необходимо преклонить до почвы (пола). По совершении крестного знамения, простертые ладони обеих рук кладутся на подручник, обе рядом, а позже голову наклоняют до почвы столько, дабы головой коснуться рук на подручнике: колени кроме этого преклоняют до почвы совместно, не растопыривая их.

Метания выполняются скоро, одно за вторым, что снимает требование о преклонении головы до самого подручника.

[править] Богослужебное пение

По окончании раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую совокупность нотной записи. Сохраняемое староверами крюковое пение (знаменное и демественное) было названо от метода записи мелодии особенными символами — «флагами» либо «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера выполнения, исходя из этого в певческих книгах видятся словесные указания: негромко, велегласно (в полный голос), и косно либо ровно (умеренный темп пения). В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь нужно так, дабы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признаёт хорошую постановку голоса, молящийся человек обязан петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. На протяжении пения направляться достигать однородности звучания, петь как бы в один голос. Состав церковного хора был только мужским, но из-за малочисленности певцов на данный момент фактически во всех старообрядческих моленных и церквах базу хоров составляют дамы.

[править] Иконопись

Кочевничество и оседлый образ жизни 8 глава

Моленная в Оленевском скиту
(фотография финиша XIX века)

Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились трансформации, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы деятельно выступали против новшеств, отстаивая традицию византийской иконы и русской. В полемических произведениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев.

В «Поморских ответах» собран и проанализирован широкий иконографический материал, это было одно из первых в РФ сравнительных иконографических изучений.

В «правящей» Русской православной церкви понемногу начался упадок иконописи, окончившийся фактически полным забвением иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Очень ценились иконы Андрея Рублёва, поскольку конкретно его работы в качестве примера именовал Стоглав. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон. Старообрядцы были главными (и, возможно, единственными) специалистами в иконографии и иконописи при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX столетий, при т. н. «открытии иконы».

В больших старообрядческих центрах сложились независимые школы иконописи. Одна из самые известных на сегодня — ветковская икона.

Синод РПЦ запретил применение литых икон. Аналогичного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы маленького размера, легко воспроизводимые по примеру, были эргономичны как при производстве, так и при применении у преследуемых светскими и церковными властями староверов.

[править] Быт, культура, фольклор

Кочевничество и оседлый образ жизни 8 глава

Уставщицы в Комаровском скиту

У старообрядцев сохранялась собственная совокупность образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение началам и чтению математики, знаменному пению. Главными книжками традиционно были Азбука, Часослов и Псалтырь. Очень одарённых детей учили иконописи и славянскому письму. Кое-какие беспоповские согласы (поморцы, федосеевцы и др.) применяют хомовое пение, вышедшее из потребления в семнадцатом веке.[12]

[править] Преследования старообрядцев

Бегство старообрядцев началось по окончании Громадного Столичного собора1667 года. Особенно усилилось бегство за границу на протяжении правления Царицы Софьи, на протяжении Иоакимова патриаршества. Бежали в Польшу, Великое княжество Литовское, Швецию, Пруссию, в Турцию, в Китай и в Японию. При Петре I, по сведениям Сената, пребывало в бегах более 900 тысяч душ[источник не указан 83 дня]. В отношении к неспециализированному числу тогдашнего населения России это составляло около 10%[источник не указан 83 дня], а в отношении к только русскому населению это количество бежавших составляло намного больший процент. Масштабы трагедии можно понять, сравнив[источник не указан 83 дня] с численностью эмиграции на протяжении гражданской войны 1917—1922 г. Тогда она составляла всего 1 млн человек при населении России 150 млн другими словами лишь 0,67%, а не 10%. За рубежом старообрядцы селятся громадными колониями, строят собственные церкви, монастыри, скиты. В РФ существовали собственные большие старообрядческие центры. самые известные из них: Керженец, Стародубье, Клинцы, Новозыбков, Ветка, Иргиз, Выгореция.

Керженец — наименование реки в Нижегородской губернии. В густых лесах на протяжении реки к концу XVII века существовало до много старообрядческих обителей — мужских и женских. Разгром Керженца начался при Петре I. В Нижнем Новгороде был казнён известный старообрядческий диакон Александр, составивший книгу Ответов на вопросы Питирима: ему отсекли голову, а тело его сожгли и пепел кинули в Волгу. По окончании разгрома Керженца староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места. Уроженцев Керженских скитов на Урале и в Сибири нарекли кержаками, данный термин в будущем распространился на всех Сибири и старообрядцев Урала.

Стародубье находилось на севере Украины, а по современному административному делению — в Брянской области России — в бывших Новозыбковском и Суражском уездах Черниговской губернии(на данный момент — Новозыбковский и Суражский районы Брянской области РФ). Преследования начались во времена правления Софьи. Часть старообрядцев бежала из Стародубья в Ветку.

Ветка находится в современной Белоруссии. Во времена раскола пребывала на территории Великого княжества Литовского. Первый разгром Ветки случился в 1735. 40 000 человек были переселены в Забайкалье и Восточную Сибирь. Эти события стали называться «Первого выгона». В 1765 году случилась вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Иргиз — приток Волги в Саратовской и Самарской губерниях. Заселён во времена Екатерины II по приглашению императрицы. В царствование Николая I все иргизские монастыри были разгромлены и отобраны у старообрядцев.

Довольно много старообрядцев сохранялось в Уральском казачьем войске. Одной из обстоятельств по которой яицкие казаки с радостью поддержали Пугачева, было жалование «бородой и крестом», другими словами сохранением старообрядческих традиций. Перед казнью на Болотной площади один из основных сподвижников Пугачёва Перфильев отказался исповедоваться у священника-никонианина — «…по раскольнической собственной закоснелости он не восхотел исповедоваться и принять божественного причастия». В 1802 году уральские (яицкие) казаки-староверы отказались подчиниться введению погон на новой казачьей военном униформе, посчитав их «антихристовыми» символами. Оренбургский губернатор Волконский в 1803 году выслал в Уральск карательную экспедицию. Казаков приказали пороть, пока те не наденут форму, было запорото до смерти пара десятков человек[источник не указан 878 дней]. Обстоятельством самой последней смуты в войске в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века послужил отказ от принятия присяги, предусмотренной новым положением о воинской работе. Большая часть же приверженцев ветхой веры вычисляли неосуществимым принесение каких-либо клятв. Пара сотен упорствующих казаков было выслано в глухие зааральские пустыни, во второй половине 70-ых годов XIX века за ними были высланы и их семьи.

[править] Правовое положение старообрядцев в XVII—XVIII столетиях

Кочевничество и оседлый образ жизни 8 глава

Старообрядческая книга, изданная в последней четверти XVIII века в Черниговской губернии

В контексте политики в отношении церкви «ветхая вера» была непризнанной, более того — преследуемой. в течении столетий значительно изменялся темперамент национально-церковных взаимоотношений к старообрядцам: преследования сменялись попытками компромисса.

Старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона, вплоть до конца XVII столетия были уверенны, что сумеют одолеть «еретиков-никониан» и ветхая вера восторжествует. Но правительство не только не возвратилось к ветхой вере, но и стало жестоко преследовать старообрядцев, навязывая им новшества.

На развитие и жизнь старообрядчества в XVII—XIX столетиях повлияли три наиболее значимых события:

— политика в отношении приверженцев ветхой веры;

— публичное и развитие экономики России;

— духовные искания самих старообрядцев.

Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых основных во внутренней политике России, начиная со второй половины XVII века. церковь и Государство пробовали решить проблему взаимоотношений со староверами разными методами. Запреты, налоги, принуждение — всё это выяснилось несостоятельным по отношению к расколу.

Ожесточённые репрессии финиша семнадцатого столетия уступили место чисто практическому подходу Петра, очень далекого от богословских споров и устроившего очередную радикальную церковную реформу, упразднившую патриаршество. Как и к вторым проблемам, к старообрядчеству Пётр подошёл в первую очередь с позиции казны.

Император повелел переписать «всех раскольников обоего пола, где бы они не жили, и обложить их двойной податью» (из этого народное прозвище старообрядцев — «двоедане»). Тех же, кто укрывался от переписи, в случае, если обнаружили, то предавали суду. Брали с них за прошедшее время двойной налог либо ссылали на каторгу. Однако, в соответствии с указу, сейчас старообрядцы имели возможность жить открыто. Им строго воспрещалось обращать в раскол других людей и своих домашних. Помимо этого, раскольники не допускались к публичным должностям, и их свидетельства против придерживавшихся официального православия не принимались. Все старообрядцы должны были носить особенное платье, по которому они тот час могли быть узнаваемы, за право носить бороду кроме этого была введена особенная подать, распространявшаяся но не только на них, но и на всё население империи. Платили подать и те, кто венчался не у церковных пастырей. Раскольники имели возможность вступать в брак с придерживающимися официального православия не в противном случае как по отречению от ветхой веры, но это требование распространялось и на инославных по большому счету. Так, при Петре староверов, как и представителей иных конфессий, заставили платить необычную дань за право на собственное вероисповедание.

Раскольникам не позволялось строить скиты и пустыни[13], их монахинь и монахов рассылали по монастырям под строгий надзор, а время от времени осуждали на каторжные работы. Уличенные в намеренном и упорном укрывательстве старообрядцев наказывались как соперники власти.

По окончании смерти Петра, а особенно при Анне Ивановне, преследование староверов возобновились. Собственного рода «золотой век» старообрядчество пережило в 60-90ые годы XVIII века. Очевидна тенденция к либерализации законов в отношении старообрядцев. С воцарением Екатерины Второй, меры против старообрядцев становились более снисходительными. Отправной точкой в ответе проблемных взаимоотношений со ветхой церковью стали просветительские установки, теоретические обоснования баз разумного и честного строя.[14] Во второй половине XVIII столетия выходят критические по отношению к старообрядцам труды некоего Феодора.

Кочевничество и оседлый образ жизни 8 глава

Лестовка

Беглым раскольникам было заявлено полное прощение, если они возвратятся в Отечество: они смогут селиться в любой местности, выбирать род деятельности, какой захотят, кроме этого им дарованы различные льготы: дано носить бороды и ходить не в указном платье.

Следствием этого стали замечательные старообрядческие общины в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и других местах. В правление Екатерины староверов возможно было встретить в любом уголке страны: они покидали окраинные почвы, где ранее прятались от преследований, возвращались из зарубежа (в первую очередь из Польши).

Понемногу раскольников стали допускать к свидетельству и присяге, если они были высвобождены от двойной подати, то их кроме того дано было выбирать. Кроме этого покинули использование строгих мер фактически против тайных и упорных староверов, каковые увлекали вторых к безумному самосожжению.

Однако, несовершенство законодательной совокупности создавало массу возможностей для ущемления прав старообрядцев. Раскольничество не взяло признания наровне с официальным православием и считалось заблуждением. Следовательно, к «заблудшим» при других равных условиях относились с особенным пристрастием, считая важным правонарушением обращение людей и пропаганду раскола в ветхую веру.

По сути, веротерпимость по отношению к староверам была больше парадным фасадом, нежели реально предоставленной свободой. Государство преследовало собственные интересы, видя экономические и политические пользы от некоторых «послаблений». Многие старообрядческие общины купили авторитет в торговом и промышленном деле. Старообрядческое купечество богатело а также частично стало главной опорой предпринимательства в десятнадцатом веке. Социально-экономический расцвет был следствием трансформации политики в отношении староверов.

До 80-х годов XVIII века ни законодательством, ни практикой не был решен вопрос о праве старообрядцев на публичное отправление собственных обрядов. Первые прецеденты строительства церквей были предприняты в Твери и других городах и Нижнем Новгороде, что давало юридическую возможность воспользоваться аналогичной милостью во всех епархиях, но любой случай рассматривался раздельно

Кроме этого в указанный период не последнее место в духовных ведомствах занимал надзор за распространением книжной грамоты. в течении практически всего XVIII века действовало законодательство Петра об изъятии древних печатных и рукописных икон и книг ветхого письма и отсылке их в Святейший Синод. Первая фактически старообрядческая типография появилась в посаде Клинцы Суражского уезда, Черниговской губернии в середине 1780-х[15].

Центром сосредоточения запрещенных книг стала Ростовская ярмарка, одна из наибольших в стране. Найденные «целые» библиотеки и вредные книги имели возможность свободно уничтожаться. В идеологической войне церковь, поддерживаемая страной, приложив все возможные усилия пробовала установить единые понятия о православии и благочестии. Не без основания полагая, что единство веры может установить «единомыслие» в народе.

Книга лжи. Глава 11


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: