Классики чешской музыки

Чешский народ весьма музыкален. Он создал прекрасные песни, из его среды вышли многие превосходные музыканты. Недаром в XVIII в. Чехию именовали «консерваторией Европы». А в следующем столетии она дала миру двух великих композиторов: Бедржиха Сметану (1824—1884) и Антонина Дворжака (1841 — 1904).

Сметана появился в маленьком городе Литомышле. Уже с детства его талант привлекал внимание : пяти лет он начал обучаться музыке, а шести лет выступал как пианист.

Произведения юного композитора пользовались успехом в кругу друзей. Всего этого Бедржих достиг сомостоятельно: лишь в двадцать лет он взял возможность заниматься у одного из лучших пражских музыкантов-педагогов Йозефа Прокша.

В то время, когда в 1848 г. в Праге вспыхнуло восстание против австрийского ига, Сметана не остался в стороне от революционных событий: он посвятил им хоровую «Песню свободы», «Ликующую увертюру», «Марш национальной гвардии».

Но восстание было подавлено, и Сметана был должен покинуть любимую отчизну и совершить пять лет на чужбине — в шведском городе какое количество. Тут он преподавал уроки музыки, выступал в концертах, придумывал. В эти годы им созданы красивые пьесы для фортепьяно — «Воспоминания о Чехии в форме полек».

Сметана возвратился в Прагу в 1861 г. Это было время, в то время, когда в Чехии начала бурно развиваться национальная культура, выступили гениальные писатели, поэты, музыканты.

Деятельность Сметаны в те годы была кипучей и многообразной: он дирижировал оперными пьесами, хоровыми и симфоническими концертами, выступал как пианист, писал критические статьи, принимал участие в разных публичных начинаниях (как, к примеру, в кампании за сооружение строения Национального театра в Праге). Все это не отвлекало Сметану от композиторского творчества, которое расцвело в 1861 —1874 гг. с особой силой. Написанные тогда лучшие оперы Сметаны «Реализованная невеста», «Далибор» и «Либуше» раскрывают разносторонние черты дара композитора.

«Реализованная невеста» (1866) — комическая опера, рисующая броские, красивые картины деревенской судьбе. Ее музыка полна радости, мелодична и несложна, как народные чешские песни, воодушевлявшие Сметану.

Все тут поет и смеется, все завлекает жизнерадостностью и задушевностью. Правдиво очерчены композитором образы преданно любящих друг друга юных Маженки и Еника, плутоватого, умного деревенского свата Кецала, сына богатого крестьянина простака Вашека.

лиризма и Особенного очарования полна партия Маженки. В ласковой, проникновенной мелодии арии «В случае, если б лишь я определила» женщина изливает собственную грусть — так как ее грезы так далеки до тех пор пока от осуществления. И совсем иные интонации — весёлые и яркие — звучат в ее дуэте с Еником в последнем особенно красочном действии данной красивой оперы.

«Реализованная невеста», завоевавшая громадный успех уже на первом представлении, стала любимой оперой чешского народа. Она обошла сцены театров всех государств и везде возбуждала самый живой отклик.

В опере «Далибор» (1867) рассказывается ужасная повесть о храбром борце за справедливость — рыцаре Далиборе, чье имя сохранилось в чешских преданиях. Опера «Либуше» (1872) — величавое эпическое произведение, проникнутое верой в его великое и народ будущее. В собственных операх Сметана показал мастерство владения хором и оркестром, умение создавать громадные народные сцены.

В 1874 г. Сметана закончил новую комическую оперу «Две вдовы» и был полон новых творческих замыслов, как внезапно его постигло ужасное несчастье: он неожиданно оглох. Он не различал ни одного звука, и, согласно точки зрения докторов, для него не было никакой надежды на выздоровление.

Но данный удар не сломил волю композитора: переселившись в деревню, Сметана продолжал напряженную творческую работу. В последние десять лет судьбе он создал превосходный цикл симфонических поэм «Моя отчизна», струнный квартет «Из моей жизни», в музыке которого поведал историю собственного несчастья, весёлые «Чешские танцы» для фортепьяно, комические оперы «Поцелуй», «Тайна», «Чертова стенки». Все эти произведения — полнокровные, жизнеутверждающие, далекие от мрачных настроений, каковые композитор, казалось бы, должен был высказывать в собственной музыке. Он одержал победу над недугом, боролся с ним до конца, не производя пера из рук.

Сметану по праву именуют отцом новой чешской музыки: он заложил прочную базу для ее развития, обогатил ее прекрасными произведениями, завоевавшими мировую известность, объединил около себя молодых композиторов. Нет уголка в Чехословакии, где не знали бы имени Сметаны и его музыки. У нас Сметану обожают как одного из великих композиторов славного чешского народа.

Рядом с именем Сметаны довольно часто именуют имя Дворжака, с которым также связана глобальная слава чешской музыки. Антонин Дворжак еще в раннем детстве овладел мастерством игры на альте, рояле и органе. Музыкальное образование он завершил в Пражской органной школе. Расцвет творчества Дворжака относится к трем последним десятилетиям XIX в. Композитор писал оперы, оратории, кантаты, симфонии, инструментальные концерты, песни и романсы. Его «Гуситская увертюра», «Славянские танцы», Пятая симфония («Из Нового Света»), концерт для виолончели и многие другие произведения вошли в сокровищницу мирового музыкального мастерства.

«Гуситская увертюра» для оркестра рисует образы смелых борцов за независимость. В ее музыке звучат мелодии песен народных повстанцев.

Всемирно узнаваемые «Славянские танцы» (первоначально — для фортепьяно, после этого — для оркестра) рисуют живые картины народного быта. Они полны мелодического очарования славянской песенности.

Пятая симфония («Из Нового Света») была написана в 1893 г., на протяжении нахождения Дворжака в Америке, где он пара лет был директором Нью-Йоркской консерватории. В симфонии слышатся последствия негритянской музыки, но ее главный темперамент чешский. В ней сказались лучшие изюминки чешской песенности.

Эта симфония — броское выражение сыновней любви Дворжака к отчизне, куда летели его мысли из-за океана.

Виолончельный концерт чешского композитора увлекает собственной поэтичностью, виртуозным блеском и могучим симфоническим развитием.

Дворжак обогатил и оперное мастерство: им написано десять опер, любая из которых необычна и по содержанию, и по характеру музыки. «Якобинец» (1888) говорит о чешской жизни финиша XVIII столетия; «Кача и Чёрт» (1899) — комическая опера по мотивам народных сказок; «Русалка» (1900), которую композитор назвал «лирической сказкой», — милая повесть о верности и любви, близкая по содержанию к поэме «Ундина» В. А. Жуковского.

Произведения Дворжака всегда были популярны и любимы, пользовались успехом у нас, много раз завлекали внимание русских композиторов.

Дворжак выступал в концертах в Петербурге и Москве (1890) и был сердечно принят русской публикой. Дружеские отношения связывали Дворжака с П. И. Чайковским.

Произведения композитора-патриота, чутко принимавшего песни собственной отчизны, стремившегося отразить мысли и эмоции собственного народа, постоянно пользовались в Чехии общей признанием и любовью. Его смерть была воспринята народом как наибольшая национальная потеря.

Подлинное величие Антонина Дворжака и Бедржиха Сметаны — в верности высоким идеям народного, реалистического мастерства. Конкретно исходя из этого их творения абсолютно сохранили собственный художественное значение и для отечественной современности.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: