Классификация словосочетаний по характеру стержневого слова.

В зависимости от принадлежности стержневого слова к той либо другой части речи словосочетания делятся на глагольные, субстантивные, адъективные, наречные.

Глагольные словосочетания. В глагольных словосочетаниях в роли главного слова выступает глагол. К примеру: слушать радио, строить дом, думать об экзамене.

Глагольные словосочетания образуют самую многочисленную группу словосочетаний, поскольку у глагола самые богатые валентные особенности.

Зависимое слово в глагольных словосочетаниях возможно выражено:

а) именем существительным в косвенных падежах с предлогом и без предлога: учить детей, строить школу, стучать в окно.

б) наречием: обучаться отлично, возвратиться поздно;

в) инфинитивом: просить подождать, ехать отдыхать;

г) деепричастием: идти не оглядываясь;

д) местоимением: слушать его.

К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с деепричастиями и причастиями в роли главного слова, потому, что это глагольные формы: сияющий от счастья, почерневший от пыли, вспоминая о прошлом. В таких словосочетаниях выделяются две начальные формы: сиять от счастья – сияющий от счастья; вспоминать о прошлом – вспоминая о прошлом.

Субстантивные словосочетания. К субстантивным словосочетаниям относятся такие, в которых в роли главного слова выступают имена существительные: заячьи следы, эта река, первое занятие, ветка березы.

Зависимое слово в субстантивных словосочетаниях возможно выражено:

а) именем существительным во всех косвенных падежах, с предлогом и без предлога: произведение ученика, письмо приятелю, любовь к человеку;

б) именем прилагательным: пасмурным днем, ударный труд, жаркое лето, высокая мечта;

в) местоимением: отечественный класс, данный доклад, мой дом ;

г) порядковым числительным: седьмой вагон;

д) причастием: написанная статья, забитые гвозди;

е) наречием: дверь налево, чай вприкуску, судак по-польски;

ж) инфинитивом: счастье жить, мастер сказать.

Адъективные словосочетания. В адъективных словосочетаниях в роли главного слова выступает имя прилагательное. Зависимое слово в адъективных словосочетаниях возможно выражено:

а) именем существительным в родительном, дательном и творительном падежах без предлога и во всех косвенных падежах с предлогами: мягкий по натуре, славный делами, умный от природы, внимательный к людям;

б) местоимением: необходимый мне, близкий нам, дружеский со всеми;

в) наречием: поразительно резкий, весьма хороший.

Наречные словосочетания. В наречных словосочетаниях в качестве главного слова выступает наречие. Зависимое слово возможно выражено:

а) наречием: отлично, страно совершенно верно;

б) именем существительным: жалко до слез, белее снега;

в) субстантивированным словом: на большом растоянии от родных.

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ Взаимоотношений МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ (КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ).

Между компонентами словосочетания устанавливаются разные семантико-синтаксические отношения, определяемые их лексическими и грамматическими значениями.

Различают следующие типы синтаксических взаимоотношений:

а) атрибутивные (определительные);

б) объектные;

в) субъектные;

г) обстоятельственные;

д) комплетивные.

Атрибутивные отношения складываются на базе значения предметности стержневого значения и компонента показателя зависимого компонента: большой человек, древесный стол, третий участок.

В качестве стержневого компонента словосочетаний, высказывающих атрибутивные отношения, выступают имена существительные либо субстантивированные слова, в качестве зависимого – прилагательные (важная работа, местоимения (твоя школа), порядковые числительные (пятый маршрут), причастия (выполненное задание); наречия (поездка налегке), инфинитивы (приказ выступать).

Разновидностями атрибутивных взаимоотношений являются объектно-атрибутивные, в которых значение показателя передается методом указания на принадлежность, материал, наличие либо отсутствие каких-либо предметов и т.д.: двери помещения, перекрытия из железобетона, дама с зонтиком, троллейбус без кондуктора, и обстоятельственно-атрибутивные, в которых значение показателя передается методом указания на события, сопровождающие предмет : критика снизу, езда верхом, отдых летом.

Объектные отношения складываются на базе значения действия как значения и процесса объекта, на что направлено воздействие. Такие отношения передаются в первую очередь сочетанием переходного глагола в качестве стержневого компонента и существительного в винительном падеже (родительном) без предлога в качестве зависимого компонента: просматривать газету, писать статью, рисовать картину; других существительных и других глаголов в косвенных падежах: рассуждать о жизни, прийти с товарищем.

В словосочетаниях, передающих объектные отношения, в роли зависимого компонента, не считая имен существительных, смогут выступать местоимения (встретить его, искать их), числительные (определить двоих), субстантивированные слова (просматривать избранное, уважать храброго).

Обстоятельственные отношения создаются на базе значений действий, состояний, показателей, сопровождаемых теми либо иными событиями. Обстоятельственные отношения устанавливаются в глагольных, именных и наречных словосочетаниях: трудиться с огоньком, сказать медлительно, вольный по субботам.

Субъектные отношения появляются в словосочетаниях, в которых зависимое существительное именует производителя действия, обозначаемого стержневым словом – причастием, отглагольным существительным, категорией состояния: вежливый родителями, приход весны, рассказ преподавателя, этот им, высвобожденный воинами, приезд отца, страшно мне, радостно ребятишкам.

Комплетивные отношения (восполняющие) появляются в следствии смысловой недостаточности стержневого слова: два приятеля, довольно много слов, свора птиц. Эти отношения свойственны для синтаксически несвободных словосочетаний.

ПАРАДИГМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

У многих типов словосочетаний основное слово есть изменяемым

(не считая наречных словосочетаний и тех, у которых главным словом есть слово категории состояния).

Благодаря трансформации главного слова по характерным ему грамматическим категориям создается совокупность форм словосочетания – парадигма словосочетания. Так, в субстантивном словосочетании новая тетрадь основное слово – имя существительное – изменяется по числам и падежам, в следствии чего образуется следующая парадигма этого словосочетания:

Единственное число Множественное число

И.п. – новая тетрадь новые тетради

Р.п. – новой тетради новых тетрадей

Д.п. – новой тетради новым тетрадям

В.п. – новую тетрадь новые тетради

Т.п. – новой тетрадью новыми тетрадями

П.п. – о новой тетради о новых тетрадях

В случае, если в словосочетаниях главным словом есть глагол, то парадигма для того чтобы словосочетания образуется в следствии трансформации глагола по грамматическим категориям наклонения, времени, лица, числа, рода (в прошедшем времени) и вида; формы формы деепричастия и действительного причастия кроме этого входят в парадигму глагольного словосочетания. К примеру: изменение главного слова (глагола) по категориям наклонения и времени образует следующую парадигму глагольного словосочетания:

1) играться в шахматы

2) играюсь в шахматы

3) игрался в шахматы

4) буду играться в шахматы

5) игрался бы в шахматы

6) играйся в шахматы

В следствии же трансформации глагола в настоящем времени по лицам и

числам образуется следующая парадигма словосочетания играться в шахматы:

Единственное число Множественное число

1-ое лицо – играюсь в шахматы играем в шахматы

2-ое лицо – играешься в шахматы играетесь в шахматы

3-е лицо – играется в шахматы играются в шахматы

Так, полная парадигма словосочетания играться в шахматы образуется следующими его формами:

1) играться в шахматы; 2) играюсь в шахматы; 3) игрался в шахматы;

4) буду играться в шахматы; 5) игрался бы в шахматы; 6) играйся в шахматы;

7) играешься в шахматы; 8) играется в шахматы; 9) играем в шахматы;

10) играетесь в шахматы; 11) играются в шахматы; 12) будешь играться в шахматы; 13) будет играться в шахматы; 14) будем играться в шахматы;

15) станете играться в шахматы; 16) будут играться в шахматы;17) игралась в шахматы; 18) игралось в шахматы; 19) игрались в шахматы; 20) играющий в шахматы; 21) игравшийся в шахматы; 22) играясь в шахматы.

Глагольные словосочетания имеют самую разветвленную парадигму по сравнению с другими типами словосочетаний. Помимо этого, парадигма глагольных словосочетаний значительно отличается, к примеру, от субстантивных словосочетаний: в глагольных словосочетаниях при трансформации их основных слов зависимые слова собственной формы не меняют – в субстантивированных же словосочетаниях при трансформации их основных слов зависимые слова кроме этого изменяют собственную форму.

Наречные словосочетания, благодаря неизменяемости главного слова – наречия, не имеют парадигмы. Только кое-какие наречные словосочетания имеют парадигму, складывающуюся из формы хорошей степени и формы сравнительной степени:

на большом растоянии от отчизны – дальше от отчизны

слева от окна – левее от окна.

Словосочетания, в которых основное слово есть словом категории состояния на – о, имеют парадигму, складывающуюся из двух форм: формы хорошей степени и формы сравнительной степени:

уютно с костром – комфортнее с костром

тяжело без друзей – тяжелее без друзей

В случае, если в словосочетании главным словом есть количественное числительное, то парадигма для того чтобы словосочетания состоит всего из двух падежных: из форм именительного и винительного падежей (снаружи эти формы совпадают). Так словосочетания три книги, десять домов и т.п. имеют парадигму:

И.п. – три книги, десять домов

В.п. – три книги, десять домов

В случае, если количественное числительное имеет форму именительного либо винительного падежа, то такое количественное числительное будет главным словом в количественно-именном словосочетании. В случае, если же количественное числительное имеет форму любого другого падежа, то оно есть зависимым словом, а главным будет имя существительное.

К примеру: Р.п. – трех книг, десяти домов

Д.п.- трем книгам, десяти зданиям

Т.п. – тремя книгами, десятью зданиями

П.п. – о трех книгах, о десяти зданиях.

Как показывают примеры, в родительном, дательном, творительном и предложном падежах зависимое слово – имя числительное – имеет ту же падежную форму, что и основное слово – имя существительное.

У словосочетания, имеющего парадигму, принято отмечать начальную форму. Дабы поставить словосочетание в начальную форму, нужно поставить в начальную форму основное слово словосочетания. Так, для субстантивного словосочетания начальной формой будет форма именительного падежа единственного числа главного слова (фруктовый сад, широкая река, картофельное поле); для адъективного словосочетания – форма именительного падежа единственного числа мужского рода (серый от пыли, светло синий в полосу); для глагольного словосочетания – форма инфинитива главного слова (думать о будущем, выстроить завод). В случае, если основное слово выражено особенной формой глагола – причастием, то у для того чтобы словосочетания необходимо отметить две начальные формы: 1) форму именительного падежа единственного числа мужского рода причастия (выстроивший завод, весело радующийся) и 2) форму инфинитива глагола, от которого образовано разрешённое причастие (построить завод, весело радоваться); в случае, если основное слово выражено деепричастием, то начальной формой будет форма инфинитива глагола, от которой образовано деепричастие: просматривая книгу – просматривать книгу, услышав крики — услышать крики.

СХЕМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

Словосочетания строятся по определенным схемам. Таких схем насчитывается пара десятков. По ним возможно выстроить очень много конкретных словосочетаний.

Схема словосочетания – это отвлеченный пример, по окончании заполнения которого конкретными словами образуются конкретные словосочетания. Схема словосочетания является записью , которая показывает:

1) какими частями речи выражены компоненты словосочетания;

2) какой компонент словосочетания есть главным, а какой

зависимым;

3) морфологическую форму главного компонента (в случае, если его форма

определяет форму зависимого компонента) и морфологическую форму зависимого компонента (если он есть изменяемым);

4) размещение компонентов относительно друг друга.

Так, дать схему словосочетания – это значит отразить

главные структурные показатели словосочетания. К примеру, словосочетание новая тетрадь выстроено по схеме:

прилагат. ж.р., ед.ч., им. пад. + существ. ж.р., ед. ч., им. пад.

Радующиеся лица

прич. мн.ч., им. п. + сущ. мн.ч., им.пад.

Две книги

колич. числит. в им./ вин. пад. + сущ. в род. пад., ед. ч.

задания и Вопросы для самопроверки:

1.Какие конкретно бывают словосочетания по составу? Какие конкретно словосочетания

по составу выделяет «Грамматика–70»?

2. Какими методами образуются сложные словосочетания ?

3. Возможно ли упростить сложное словосочетание? В случае, если да, то каким

методом?

4. Все ли сложные словосочетания возможно упростить?

5. Как определяется тип словосочетания? Какие конкретно выделяют типы

словосочетаний по методу выражения главного слова?

6. Какими частями речи может распространяться имя

существительное? Приведите примеры.

7. Какими частями речи может распространяться имя прилагательное?

Приведите примеры.

8. Какими частями речи может распространяться глагол? Приведите

примеры.

9. Какими частями речи смогут распространяться слова и наречия

категории состояния?

10. Какая часть речи в русском языке есть самая активной по

собственной способности распространяться вторыми частями речи?

11. Какие конкретно смысловые отношения устанавливаются между компонентами словосочетания?

12. Что такое парадигма словосочетания?

13. В чем состоит отличие парадигм субстантивных словосочетаний типа интересный рассказ, моя тетрадь, зеленеющее поле, первый вагон от парадигм субстантивных словосочетаний типа ветка сирени, дом с колоннами, прогулка пешком, приказ наступать?

УПРАЖНЕНИЕ 1

Выделите простые и сложные словосочетания.

1. Какая восхитительная сказка не редкость в лесу, в то время, когда со всех этажей леса

свешиваются, сходятся, переплетаются ветви, еще не одетые, но с цветами-сережками либо с зелеными долгими напряженными почками. Жгутики зеленые черемухи, в бузине красная кашица с волосками, в ранней иве, из-под ее прошлого волосатого вербного одеяльца выбиваются небольшие желтенькие цветочки, составляющие позже в целом как бы желтого, только что выбившегося из яичной скорлупы цыпленка. Кроме того стволы пестрых елей покрылись, как шерстью, зелеными хвоинками, а на самом верхнем пальце самой верхней мутовки очевидно показывается новый узел будущей мутовки (Пришвин). 2. На стенах веерами висели открытки золотоволосых девушек с глазками и розовыми носами цвета капусты (Паустовский). 3. В могучей тишине пустынного острова, среди первобытной полярной природы нечайно замирал дух, сдавливало дыхание, человек становился мелким, ничтожным, одной из снежинок (Первенцев). 4. Комиссар, весьма похожий на внезапно постаревшего артиста Чиркова, выслушал доклад лейтенанта, пожал руку, указал, куда сесть…(Б.Васильев). 5. Под седлами чернели черпаки с красными звездами по углам (Закруткин).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Выпишите в две колонки простые и сложные словосочетания.

Установите, каким методом образованы сложные словосочетания.

Майское утро, хорошее сердце матери, попытаться скрыться, не пройти мимо главного, ветхий пятиэтажный дом, сказать громким голосом, находиться рядом с домом, почерк сестры, встретить с открытой душой, прекрасная шкатулка из дерева, весьма скоро, сказать громким голосом, древняя посуда из серебра, определить правду от приятеля, иметь возможность замечать, трудиться спустя рукава, хороший высокой оценки, приобрести газету в киоске, бабочка с желтыми крылышками, заинтересовать детей рассказом.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Из данных предложений выпишите сложные словосочетания.

В 12 часов дня Никита прилег около мелкого ручья, текущего из родника по дну балки. Он задремал на земле под солнцем, в сентябрьской траве, уже утомившейся расти тут с давешней весны. Пыль лета высоко стояла в воздухе, сделав более неясным и не сильный небесный свет. Внезапно Никита встал и сел. Ему приснился ужасный сон, что его душит собственной тёплой шерстью мелкое, упитанное животное, наподобие полевого зверька, откормившегося чистой пшеницей (Платонов).

УПРАЖНЕНИЕ 4

Образуйте сложные словосочетания, распространив эти глаголы двумя знаменательными словами. Наряду с этим зависимые слова должны обозначать:

1) объект и время. Пример: приобрести – утром газету.

Написать, срубить, переделать, разнести, думать;

2) место и объект: Пример: посадить – сирень под окном.

Поставить, послать, перенести, строить;

3) место и обстоятельство. Пример: возвратиться – возвратиться к себе из-за дождя.

Переехать, опоздать, трудиться, сойти, остаться;

4) место и цель. Пример: прийти – прийти на завод трудиться.

Возвратиться, прибежать, улететь, спуститься, подойти.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Охарактеризуйте эти словосочетания по методу выражения

главного слова:

Ответить на письмо, совсем случайно, страно узкий, тяжелый камень, две весточки, возвратившись из поездки, вялый от усталости, радостно с приятелями, быстро победить, любой из нас, увидев неточность, целый белый, тепло у костра, третий от окна, его книга, кто-то в сапогах, легкая спортивная куртка, весьма удачно, дать отпор сопернику, опоздав на поезд, бег по кругу, пара страниц, уверенный в успехе, мало зелени, чуть-чуть надломленный, большая часть выступающих.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Образуйте глагольные словосочетания, распространив нижеприведенные глаголы:

1. Распространите именами существительными.

Шить, позаботиться, бороться, наткнуться, перебежать.

2. Распространите наречиями.

Лететь, говорить, созреть, покачиваться, ослабить, переписать,

поразмыслить.

3. Распространите инфинитивом.

Прийти, уехать, попросить, посоветоваться, стремиться, собираться.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Выпишите и сгруппируйте словосочетания по выражению в них главного слова той либо другой частью речи (глагольные, субстантивные, адъективные, наречные).

1. В толпе идущих на станцию пригородной дорогой она шла медленным, но спорным, нисколько не отстающим шагом собственных негнущихся ног, в полной мере готовая и к поездке в вагоне электрички, и к посадке в вагон

столичного трамвая, и к продолжительной зиме со всеми ее морозами и метелями (Сергеев-Ценский). 2. Еще пара дней совершила Аксинья в дороге (Шолохов). 3. Какая-то прекрасная женщина звучно разговаривала с армейским в красной фуражке (Чехов). 4.Буря продолжалась двое дней (Паустовский).

УПРАЖНЕНИЕ 8

В нижеприведенных словосочетаниях выясните смысловые отношения.

Пример:

1)Красное яблоко: основное слово обозначает предмет, зависимое – показатель: смысловые отношения определительные;

2) открыть двери: основное слово обозначает процесс, зависимое предмет: смысловые отношения объектные;

3) открыто ответить: основное слово обозначает процесс, зависимое показатель: смысловые отношения обстоятельственные;

4) отысканный охотником: основное слово обозначает показатель по действию, зависимое – субъекта, другими словами лицо, которое совершило воздействие: отношения объектные.

1. броская звезда, заходящее солнце, угольки костра, мост без перил.

2. Посадить яблоню, начертить схему, оказать помощь товарищу.

3. Медлительно спускаться, прийти к себе, тонкий, жить у моря.

4. Созданный живописцем, исполняемый оркестром, не спится мне.

5. Портфель брата, первый рейс, прочесть статью, прочесть скоро, красный от мороза, написанный в осеннюю пору, отечественная работа, журчанье ручейка, блокнот для записей, написать сестре, сломанный ветром, предельно ясный, листья березы.

УПРАЖНЕНИЕ 9

В данных словосочетаниях выясните смысловые отношения, поставьте вопрос от главного компонента к зависимому.

Моя шапка, кирпичный завод, прочесть детям, гул медведя, седой от инея, добраться вплавь, его работа, начать плакать от горя, прийти проститься, появиться в Омске, хорошая сумка, копье из железа.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Определите значение данных словосочетаний.

Любопытный книга, радостный человек, светло синий небо, седые волосы, круглый стол, усы колечком, пятилетний мальчик, старое дерево, моя тетрадь, почва колхоза, кольцо с камнем, женщина в очках, лицо со шрамом, ящик из фанеры, чаша из серебра, синева неба, красота лица, свет луны, звуки гитары, крыша дома, ствол ружья, ветка черемухи, лай псов, ящик для писем, студент педуниверситета, артист театра, уголь из Донбасса, вологодские кружева, дом у дороги, дверь в столовую, Харьков сейчас, мыть посуду, выпивать воду, подмести пол, готовить ланч, рассуждать о поэзии, ощутить опасность, сказать мне, подарить невесте, послать отцу, писать карандашом, рыть лопатой, моргать глазами, сделать из металла, обильный ягодами, нужный детям, строгий к себе, согретый солнцем, обдуваемый ветром, создаваемый людьми, защищаемый страной, размытый дождем, покрытая снегом, скучно мне, страшно мальчику, радостно ребятишкам, стыдно проказнику, прийти пешком, сказать по телефону, весьма приятно, через чур шумно, сладкий до приторности, отдыхать в беседке, привычный с детства, дежурить до утра, бороться до победы, серый от пыли, удобный для работы, развернуть для чтения.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Дайте парадигмы нижеприведенных субстантивных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям числа и падежа, и глагольных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям числа и лица (в настоящем времени). Обратите внимание на формы зависимых слов при трансформациях основных. Сделайте вывод об изюминках парадигмы субстантивных и глагольных словосочетаний.

1. Громадный пень, новое строение, чёрная ночь.

2. Строить мост, косить комбайном, заметить на стене.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Дайте парадигмы нижеприведенных словосочетаний, изменяя их главные слова по грамматическим категориям числа и падежа. Обратите внимание на форму зависимого слова. Сделайте вывод.

Его книга, ее поступок, их продукция, твоя книга, мой поступок, отечественная продукция.

УПРАЖНЕНИЕ 13

Дайте схемы нижеприведенных словосочетаний.

Громадная семья, дом у реки, медлено понижаться, мой карандаш, дешёвый школьникам, ночью холодно, любой из нас, ученик с развитой речью, живущий в Харькове, три вопроса, выйдя из театра.

УПРАЖНЕНИЕ 14

Из данных предложений выпишите столбиком все словосочетания и рядом дайте схему каждого словосочетания.

ЖД путь тут пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город. На данной земляной дороге лежали сена и пучки соломы, упавшие с возов, конский навоз и ивовые прутья. В большинстве случаев эта дорога была пустынной, не считая двух базарных дней в неделю (Платонов).

Классификация словосочетаний по главному слову


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: