Ю. а. шапорин (р. 1887)

Один из известный советских композиторов Юрий Александрович Шапорин в собственном творчестве больше всего связан с русской литературой, поэзией, историей. Он «всегда стучится в богатырские ворота русского эпоса», — как метко сообщил о нем академик Б. Асафьев.

Ю. Шапорин появился в маленьком украинском городе Глухове. Его мать была пианисткой, папа — по профессии живописец — также страстно обожал музыку, пел а также придумывал романсы, сестра обучалась играть на рояле. И сам будущий композитор, по собственным словам, «с шести лет неотрывно сидел за роялем и все время что-то придумывал». В 13 лет Шапорин был уже автором пьес для фортепьяно, виолончели, а пара позднее написал «Концертный вальс» для оркестра учеников гимназии. В каникулы юный музыкант ездил в Киев, дабы послушать в том месте концерты и оперные

И в действительности, практически в каждом произведении композитора проходит самая важная для него тема: любовь к Отчизне, ее славное прошлое, образ русского воинства, героика отечественных дней. Монументальная симфония Шапорина (1932) насыщена музыкой революции, ее песнями, и вместе с тем мы улавливаем в ней эпические интонации, связывающие героику современности с богатырскими подвигами прошлого. Это одно из первых больших произведений советской музыки, посвященных событиям Октябрьской революции и гражданской войны. В симфонии-кантате «На поле Куликовом» (1939) на текст поэтического цикла А. А. Блока композитор пытается раскрыть «идею бессмертия народного героизма, бесконечной, всепобеждающей патриотической любви народа к собственной отчизне». В ее музыке Шапорин противопоставил чёрте чёрной, безжалостной силы завоевателей образы смелых русских солдат (Дмитрий Донской, Витязь) и отчизны (Невесты и лирические темы Матери). Историко-героическая тема звучит в музыке Шапорина к фильмам «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1940), «Кутузов» (1943), к спектаклю «Иван Грозный» (1944) и вторым. Эта музыка, в базе которой лежат интонации, родные народной песне, оказывает помощь зрителям лучше осознать и полюбить славных защитников русской почвы.

Великой Отечественной войне с нацистами композитор посвятил монументальную ораторию «Сказание о битве за русскую почву» (1942—1944) на стихи советских поэтов. Лирические темы рисуют поэтический образ Отчизны. В скорбном хоре дам, в хорах «Песня красноармейцев» и «Баллада партизан» звучат решительные призывы к отмщению неприятелю. «За пьесы. Самое яркое впечатление произвела на мальчика опера Бородина «Князь Игорь». Она покинула громадный след в творческом сознании Шапорина, оказала влияние на эпический склад его музыкального дара.

Знаменитый педагог и украинский композитор Н. В. Лысенко, предугадав талант парня, дал совет ему без шуток заняться музыкальным образованием. В 1913 г. Шапорин поступил в консерватория Санкт Петербурга и окончил ее в 1918 г.

Еще в юные годы у Шапорина проявился глубочайший интерес к настоящему родины и историческому прошлому. Он довольно много просматривал, изучал документы и исторические архивы, поражая всех собственными глубокими познаниями в данной области. Педагоги пророчили ему будущность ученого-историка.

Но конкретно страстная любовь к музыке выяснила жизненный путь Шапорина. А интерес к отечественной истории и увлечение литературой наполнили его творчество глубоким и богатым содержанием.

«…Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и негромкий пожар..
(«На поле Куликовом»; стихи А. Блока.)

Волгой довольно много почвы, но отступать нам некуда, одна дорога нам — на Запад», — говорит один из храбрецов оратории. Завершается она хором, прославляющим подвиги советского народа.

Опера Шапорина «Декабристы», поставленная Громадным театром СССР в 1953 г., посвящена первым русским революционерам. В музыке оперы композитор создал не только образы исторических храбрецов — Рылеева, Пестеля, Каховского и других, но и собирательный, «коллективный» портрет декабристов, в особенности ярко воплощенный в пламенном, вдохновенном гимне на стихи Пушкина «Послание в Сибирь».

Тёплая любовь Шапорина к русской хорошей и современной поэзии породила еще один жанр его творчества— певческую лирику. Им написаны бессчётные романсы, песни и целые певческие циклы на слова А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока.

Весьма ясны его романсы на стихи Пушкина. В романсе «Весенняя гроза» с большой силой передан весёлый, ликующий порыв, выраженный в стихах Тютчева. Композитор обращался и к советской поэзии, он создал такие узнаваемые романсы, как «Под вечер примолкла война» (стихи А. А. Суркова), «Прохладой ночь дохнула» и «Осенний праздник» (стихи С. П. Щипачева). В певческой лирике Шапорина ощущается узкое познание поэзии, ритм и дыхание стиха. Она близка по искренности и глубине эмоций романсовой классике П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова.

Шапорин творит для советских людей, он ставит собственной ответственной целью «зародить в сердцах молодежи рвение к громадным эмоциям, научить ее ценить высокую поэзию». Может ли быть у советского живописца более высокая и добропорядочная цель?!

ШЕРЛОК ХОЛМС И ДОКТОР ВАТСОН (советский сериал все серии подряд)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: