Экономико-географическое положение

Планомерное размещение скоро развивающейся экономики СССР требует постоянной оценки экономико-географического положения строительных площадок для размещения новостроек. Вот как растолковывал узнаваемый экономико-географ Н. Н. Баранский выбор места для постройки тракторного гиганта в Сталинграде:

«Где необходимо строить тракторный завод? Само собой разумеется, в полосе первой очереди коллективизации, в полосе равнинной, степной и зерновой, где трактор имеет большое использование. Но эти условия определяют лишь полосу. Затем вы даете линию — Волга: необходимо строить так, дабы был выход на реку, дабы эргономичнее было собирать железный лом и по большому счету допустимо полнее применять водный транспорт. Волга пересекает зерновую полосу, значит, получается уже определенный отрезок линии. Остается выяснить на данной линии точку, а эта точка определяется близостью к Донбассу и наличием завода качественных сталей.

Вот каким методом, практически математическим, мы приходим к данной точке».

Современное размещение производства требует более сложных и обстоятельных технико-экономических расчетов, чем в годы первых пятилеток.

Нужно не забывать, что экономико-географическое положение любого объекта не есть неизменным. Постоянны долгота и широта места, а в остальном — это итог людской деятельности. Вовлекаются в хозяйственное применение природные достатки, осваиваются и заселяются новые почвы, прокладываются транспортные магистрали, строятся электростанции и гигантские заводы, формируются их закономерные пространственные сочетания — территориально-производственные комплексы. Все это коренным образом может поменять экономико-географическое положение места.

К примеру, лишь конкретные экономические явления создали удачнейшее экономико-географическое положение самому большому сейчас городу в Сибири — Новосибирску. Точку его роста наметила в конце прошлого века Транссибирская магистраль в месте пересечения могучей Оби. Сперва незаметный кроме того в местных масштабах поселок Гусевка, после этого маленький город Новониколаевск с двадцатью тысячами обитателей и еще слабо развитой индустрией. После этого все более выявлялись пользы экономико-географического положения города как наибольшего центра вывоза западносибирского сырья. В 1917 г. в нем было 69 тыс. обитателей, в 1926 г. — 120 тыс. Но особенный подъем его экономики начинается со времени первых пятилеток.

Вместе с ростом населения росла промышленность. Еще стремительнее улучшалось экономико-географическое положение города. К основной Сибирской магистрали у Новосибирска подключили Кузбасс, и город стал одним из наиболее значимых звеньев известного в 30-е гг. Урало-Кузнецкого комбината. С завершением строительства еще одной магистрали — Турксиба Новосибирск делается главным связующим звеном в экономических связях между Средней Азией и Сибирью. Сейчас Новосибирск — наибольший индустриальный и научный центр Сибири и восьмой по числу обитателей в СССР.

Экономико-географическое положение значительно не только для больших экономических районов и городов. Экономика колхозов и совхозов, развитие и рост сельских населенных пунктов сильно зависят от близости к транспортным магистралям и промышленным центрам. Эти хозяйства имеют собственную специализацию пригородного типа с большим уровнем химизации и механизации производства.

Для краеведов сельской школы важным поручением возможно анализ экономико-географического положения сел и сёл при выборе места для центральной усадьбы, для определения бесперспективных поселений и т. п. Практическую сокровище будут иметь изучения экономико-географического положения в краеведении, при средних и изучении малых городов, сельских районов и городских, кроме того отдельных фирм. направляться не забывать, что вопросы расположения являются крайне важными в экономико-географическом изучении любой территории, любого объекта.

Экономическая географическая характеристика Российской Федерации


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: