Янка купала (1882-1942)

А кто в том месте идет по лесам и болотам
Огромной таковой толпой?
— Белорусы.
А что они несут на дистрофичных плечах,
Что подняли они на дистрофичных руках?
— Собственную кривду.
А куда они несут эту кривду всю,
А кому они несут на показ собственную?
— На свет божий.
А кто же это их — несколько миллион
Кривду несть научил, разбудил их сон?
— Потребность, горе.
А чего же захотелось им,
Угнетенным века, им, глухим и слепым?
— Людьми зваться.
А хто в том месте ідзе, а хто в том месте ідзе
У агромнісвор таковой грамадзе?
— Беларусы.
А што яны нясуць на дистрофичных плячах,
На руках ў крыві на нагах ў лапцях?
— Сваю праўду.
А куды ж нясуць гэту крыўду ўcю,
А куды ж нясуць на паказ сваю?
— На свет цэлы.
А хто гэта ix, не адзін мільён,
Крыўду несць научыў?, разбудзіў ix сон?
— Бяда, гора.
А чаго ж, чаго захацелась iм,
Пагарджаным век, iм, сляпым, rлyxiм?
— Людзымі звацца.

Это стихотворение-песню зачинателя революционной белорусской литературы Янки Купалы перевел на русский язык М. Неприятный, предсказав, что оно «…возможно, на время станет народным гимном белорусов» — гимном, кличущим на борьбу.

Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) появился 7 июля (25 июня) 1882 г. в семье бедного белорусского крестьянина-арендатора. непосильный труд и Нищета с самого детства, переезды своих родителей от одного помещика к второму не разрешили поэту взять систематическое образование. Кое-как овладев грамотой, Купала при свете лучины либо костра жадно и без разбора просматривал все, что возможно было дотянуться в дореволюционной белорусской деревне. сердцем и Умом деревенского ребёнка овладели Некрасов, Шевченко, Салтыков-Щедрин, Кольцов (см. ст. об этих писателях) и белорусские поэты-демократы Ф. Богушевич и Я. Лучина. Скоро Купала и сам берется за перо, дабы поведать в стихах о собственном обездоленном народе, вдохнуть в него силы для борьбы за радостную и свободную судьбу.

Трудясь чернорабочим на помещичьем винокуренном заводе (в 1905 г.), Купала отправил в издававшуюся тогда в Минске русскую прогрессивную газету «Северо-Западный край» собственный стих «Мужик». 15 мая (ветхого стиля) 1905 г. оно показалось на страницах газеты, приведя к одобрению в среде несложных тружеников и злобу царских госслужащих. Уже в этом первом стихотворении Купала выступил как поэт-демократ, как человек-борец:

Вовек я, братья, не забуду,
Что человек я, хоть мужик!
Николі, браткі, не забуду,
Што чалавек я, хоць мужык!

С 1907 г. стихи Янки Купалы, обычно покалеченные цензурой, стали появляться в газете «Отечественная нива» — единственной газете, издававшейся на белорусском языке. О направленности ранней поэзии Купалы красноречиво свидетельствуют строки из его стихотворения «Расшумелся лес туманный» (1906):

Верьте песне — выйдут зори!
Время наступает:
На волнах людского горя
Правда выплывает.
Пускай противятся тираны,
В ноги к ним не ляжем, —
Кровью вымоем поляны,
Но собственный докажем!
Смерть тому, кто у голодных
Пищу отбирает,
Кто на отечественный народ вольный
Цепи надевает!
(Перевод М. Исаковского.)
Верце песні — скора, скора
Гэты дзень настане,
Ужо ўдзымае людаў мора
Правды панаванне.
Паўставаць будуць тыраны,
Але мы не зляжам,
Крывёй збрызгаем паляны,
А свайго дакажам.
Смерць тему, хто хлеб астатні
Бедным выдзіэдем!
Смерць тему, хто на люд братні
Кайданы ўздявае!

В 1906 г. в Санкт-Петербурге вышел первый сборник стихотворений Янки Купалы «Жалейка» («Свирель»). В лице молодого белорусского поэта царские сатрапы сходу заметили непримиримого неприятеля. Первая книга Купалы была конфискована, а «виновные» в ее издании и создатель подвергнуты уголовному преследованию.

Поэзия Купалы сходу отыскала собственных читателей в среде белорусских крестьян и далеко за пределами Белоруссии. Она подкупала непосредственностью и глубиной эмоции, достатком образного языка, песенностью, близкой народному творчеству. «Легко, задушевно и, по всей видимости, воистину народно», — писал М. Неприятный о поэзии Купалы и Коласа. Рожденная революцией 1905 г., поэзия Янки Купалы стала центром, около которого объединились все силы белорусской демократической интеллигенции.

Великая Октябрьская социалистическая революция принесла белорусскому народу настоящее освобождение. В 1919 г. появилась Белорусская Советская Социалистическая Республика. По-новому зазвучали песни Купалы на родной высвобожденной почва, на новую высоту встало его творчество. Купала стал вдохновенным певцом счастья собственного народа, добытого в жёсткой борьбе. Он перевел на родной язык «Интернационал», создал поэмы и волнующие стихи о социалистической отчизне.

За выдающиеся заслуги в области литературы правительство Белорусской ССР в 1925 г. присвоило Янке Купале звание Народного поэта республики. С созданием Белорусской академии наук Купала стал настоящим участником Академии наук БССР, а позднее и Украинской ССР.

Социалистические преобразования в Белоруссии вдохновили Янку Купалу на стихи и новые поэмы, ставшие классикой отечественной советской поэзии. Его поэмы «Над рекой Орессой», «Город Борисов», стихотворения «Лен», «Белоруссии орденоносной», «Гости» и много вторых произведений — броские образцы подлинно патриотической литературы.

Великую Отечественную войну Купала встретил как мужественный солдат. Он пламенным словом кликал собственный народ на борьбу с неприятелем, вселяя в сердца народных мстителей веру в победу над нацизмом. Его статьи и стихи, публиковавшиеся в «Правде», «Известиях», фронтовых и партизанских газетах, в миллионах листовок, были полны глубокой веры в победу советского народа над нацизмом.

В легендарном стихотворении «Белорусским партизанам» поэт писал:

Мы от нечисти очистим
Почву, воды, небеса.
Не заметить псам-нацистам,
Как цветут под небом чистым
леса и Наши нивы.
(Перевод М. Голодного.)
Так преисподняя нечысцяў ачысцім
Нашы нівы i лясы,
Фашыстоўскіх псоў панішчым,
I схінуцца, як калісьці,
Для нас нашы каласы.

Янке Купале не суждено было совместно со всем советским народом отпраздновать победу над неприятелем. 28 июня 1942 г. смерть оборвала его кипучую судьбу.

Не быць скотам — кліп \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: