Ямб

Ямб — один из размеров русского силлабо-тонического стихосложения. Научное его определение — метр, в котором сильные места (икты) приходятся на четные слоги (см. Стихосложение).

Фактически ямб несложнее всего выяснить так: это размер, в котором ударения падают на четные слоги, но не обязательно на все. «Пора, пора, рога трубят!» (А. С. Пушкин), «Адмиралтейская игла» (А. С. Пушкин), «Предшественница дня златого» (Г. Р. Державин), «Под ЖД мост» (Б. Л. Пастернак) — в этих стихах различное количество ударений (4, 2, 3, 2), они падают на различные слоги (2, 4, 6, 8; 4, 8; 2, 6, 8; 6, 8), но эти слоги постоянно будут четными.

В зависимости от «длины» строчка ямб различается по стопности, т. е. по максимально вероятному количеству ударений в стихе — от 1?стопного до 6?стопного. 1?стопный ямб в чистом виде из-за малого количества стиха неупотребителен, известны лишь экспериментальные стихи. 2?стопный употребляется не довольно часто, но все же видится («Играйся, Адель, / Не знай печали; / Хариты, Лель / Тебя венчали / И колыбель / Твою качали» — А. С. Пушкин; имеется образцы А. И. Полежаева, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова и других). 3?стопный ямб, бывший в XVIII в. размером анакреонтической лирики и песен, по окончании появления послания К. Н. Батюшкова (1811–1812) приблизительно на 10 лет стал весьма популярным, позже его употребительность отправилась на спад.

Самый популярный из всех размеров русского стиха — 4?стопный ямб, вошедший в русскую поэзию с «Оды… на взятие Хотина» М. В. Ломоносова. В современной поэзии 4?стопник употребляется во всем достатке его вариаций в зависимости от личных пристрастий поэта.

В русской поэзии XX века практически добрая половина всех стихотворных произведений пишется ямбом. Пример 4?стопного ямба:

Так, бей не знай отдохновенья,
Пускай жила судьбе глубока:
Бриллиант горит издали —
Дроби мой гневный ямб, каменья!
(А. А. Блок. Возмездие. Пролог).

5?стопный ямб был в XVII в. неупотребителен, но В первую очередь XIX в. он входит в метрический репертуар русской поэзии, сперва цезурованный (см. Цезура), после этого и бесцезурный.

Для стиха XVIII в. одним из главных размеров был 6?стопный ямб, что за французской поэзией, в виде александрийского стиха (см. Строфика) употребляли в катастрофах, смелых поэмах, посланиях — в большинстве высоких жанров поэзии. Необходимое требование для хорошего 6?стопного ямба — цезура по окончании 6?го слога, дробившая стих на две равные части, причем разнообразие стихам придавалось чередованием мужской и дактилической цезуры.

К блестящим шалостям, как прежде, не привязан,
Я правилам твоим последовать бы имел возможность;
Но ты ли мне велишь покинуть мирный слог
И, едкой желчию напитывая строки,
Сатирою восстать на пороки и глупость?
(Е. А. Баратынский)

К началу XX в. 6?стопник отступает, и в современной поэзии он малоупотребителен.

Более долгие ямбы (7?, 8?стопные), в большинстве случаев, делятся сильными и регулярными цезурами на части, преобразовываясь практически в сочетание 3? и 4?стопников (7?стопный), двух 4?стопников (8?стопный) и т. д. Бесцезурные многостопные ямбы экспериментален и весьма редки.

Особенный случай представляет собой свободный ямб — размер, в котором сочетаются стихи разных стопностей, причем чередование это нерегулярно. Регулярное чередование особенной неприятности не воображает (к примеру, сочетание 4? и 2?стопного ямба: «Мело, мело по земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела.» — Пастернак), в то время как в вольных ямбах чередование строчков различной «длины» формирует эффект неожиданности, читатель как бы всегда сбивается с привычной размеренности. Особенно быстро ощущается это в стихотворных комедиях и баснях (начиная с «Горя от ума»), где количество стоп варьируется от 1 до 6:

Вот, в блеске и во славе всей,
Феб лучезарный из морей
Встал.
Казалось, что с собой он жизнь принес всему,
И в сретенье ему
Хор громких соловьев в густых лесах раздался.
(И. А. Крылов)

Принципиально важно отметить еще одно свойство ямба: свойство включать так именуемые побочные, неметрические ударения:

Запасшися крестьянин хлебом,
Ест хороши щи и пиво выпивает.
(Г. Р. Державин)

Поклонение 001 — 15 июня 2019


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: