Индивидуальная образовательная программа и индивидуальный

учебный замысел обучающихся

Главными понятиями в опытной тьюторской деятельности являются понятия «личная образовательная программа» и «личная образовательная траектория». Разглядим трактовку данных понятий.

Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, Э.И. Сундукова, А.П. Тряпицина в собственных изучениях связывают понятие «личный образовательный маршрут» с понятием «личная программа», разрешающим обучающимся овладеть определенным уровнем образованности.

Б.С. Гершунский [2,3] связывает личную образовательную траекторию с заинтересованностями, возможностями, свойствами личности, но наряду с этим отмечает, что «пока не уделяется никакого внимания личностно-ориентированным стандартам, разрешающим дифференцировать образование в соответствии с заинтересованностями, образовательными потребностями и способностями личности». – эту часть формулировки я бы убрала, т.к. она не отражает её содержания, а обозначает проблематику.

О необходимости личного образовательного перемещения каждого ученика в собственных изучениях подчеркивает А.В. Хуторской [6]. Согласно его точке зрения, личная образовательная траектория (ИОТ) представляет собой результат реализации и персональный путь личного потенциала каждого ученика в образовании через соответствующие виды деятельности [1]. Создатель выделяет пять этапов деятельности ученика, разрешающих обеспечить его личную траекторию в конкретной образовательной области: цели – замысел – деятельность – рефлексия – сопоставление взятых продуктов с целями – самооценка.

Согласно точки зрения М.П. Черемных, личная образовательная программа (ИОП) – это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, и средства и способы успехи этих целей, включая ресурсное обеспечение [7].

Структура личной образовательной программы включает в себя:

1) анализ личной образовательной истории; ??? что за история? Откуда выплыла?

2) задачи и цели образования на грядущий период;

3) указания на контексты и смыслы ИОП;

4) личный образовательный замысел, а также личный учебный замысел (ИУП), замысел социальных и опытных проб – об этом нужно поподробнее, замысел рефлексивных обстановок;

5) описание ресурсного обеспечения ИОП;

6) критерии оценки эффективности реализации ИОП.

Личная образовательная траектория (ИОТ) – яркий путь реализации личностного потенциала человека в образовании, что отражает личную образовательную историю (освоение содержания образовательных программ), личный стиль учения, выбор ритма учения и оптимального темпа, совокупность оценки личных образовательных достижений. ИОТ возможно результатом личного программирования и образовательного планирования (ИОП).

Т.М. Ковалева выделяет, что для выбора личной образовательной траектории педагогу принципиально важно создать особые педагогические условия, каковые разрешат выбрать методы обучения в определенной педагогической совокупности, формы и виды и методы обучения учебно-образовательной деятельности. Создание этих особых условий ведет к формированию таких культурных качеств личности, как свойство к самообразованию и самоорганизации, аналитическому и творческому отношению к деятельности при сохранении адекватном использовании и своей самобытности собственной индивидуальности [4].

Е. Александрова личную образовательную траекторию (ИОТ) трактует как программу образовательной деятельности ученика (самовоспитания, саморазвития и учения) [1]. реализация и Разработка ИОТ предполагает творческое сочетание педагогом разных методов и обучения и форм воспитания, самые приемлемых для данного ребенка. Следовательно, реализация и разработка ИОТ – имеется метод образования, в котором максимально вероятна педагогическая организация развития. Э.В.Загвязинская отмечает, что при работе преподавателя и ученика с ИОТ нужно: вырабатывать широту развития ученика на базе его заинтересованностей, ответственности; осуществлять совместную рефлексию по поводу появившихся личных возможностей и проблем.

Переход образовательного учреждения на работу с личными образовательными траекториями обучающихся требует трансформаций в следующих направлениях:

1. Создание организационно-педагогических условий чтобы ученику было из чего выбирать (факультативы, задания по степени сложности, задания творческие либо аналитические). Добавить в данный список выбор занятия, проводимого педагогом, форм отчетности, средств обучения, возможность выбора культурных практик.

2. Обучение (кого?) планированию, разработке методов решения проблем учебного и личностного замысла, максимально соответствующих их самообразования и индивидуальной стратегии поведения, выработки у них навыков целеполагания, рефлексии, оценки и контроля не только результата, но и процесса учения.

3. Изменение в кадровом составе (введение должности педагога-посредника – что это за должность? Имеется ли она в списке профессий? Может не путать заглавия?), переподготовка педагогов и соответствующая подготовка, направленная на обучение их методам выбора, планирования, самоорганизации [1].

Предложенные направления в работе с ИОТ допустимо применить при работе с обучающимися в коррекционных образовательных учреждениях. Наряду с этим учитывать лично-психотерапевтические, личностные изюминки, возможности и потребности обучающихся и образовательные запросы их своих родителей.

Л.В. Байбородова отмечает, что личная образовательная программа – один из вероятных проектов учебной деятельности обучающихся. Она предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, познание изюминок собственного стиля учения и, исходя из этого, яркое проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию. Образовательная деятельность будет для ученика активным и рефлексивным процессом. Нужно, дабы он сам фиксировал потребность в собственном трансформации, продвижении, приобретении умений и знаний для ответа актуальных образовательных задач.

Составление личной образовательной программы предлагается обучающимся для осмысления прохождения и своего маршрута его в течение нескольких лет. На каждом этапе этого пути обучающиеся смогут составлять образовательный либо учебный замысел на определенный период, к примеру, учебный год. (Пример личной образовательной программы – см. приложение 2).

Допустимо и целесообразно составление личного замысла при изучении отдельных дисциплин, самые важных для развития обучающегося и нужных для реализации личных и опытных замыслов.

Личный образовательный замысел, программа смогут составляться не только при изучении образовательных предметов, но и при организации вторых видов деятельности, к примеру, при организации социальной практики опытной направленности в старших классах кроме этого составляются личные программы.

Личная образовательная программа определяет личный образовательный маршрут. Анализ психолого-педагогической литературы продемонстрировал, что нет единого мнения о понятии «личный образовательный маршрут», кое-какие авторы отождествляют его с понятием «личная образовательная траектория». Мы разделяем эти понятия, соглашаясь с теми, кто под личным образовательным маршрутом осознаёт план школьника довольно его собственного продвижения в образовании (М.Б. Утенов и др.). Это проект ученика, что конкретизирует его планы и образовательную программу. Образовательный маршрут является определением этапов, каковые ученик предполагает целенаправленно пройти сам либо совместно с педагогами, либо при их помощи, наряду с этим употребляются соответствующие ученику средства и образовательные технологии. Любой проект – это план, что на протяжении его реализации претерпевает трансформации, предусматривает уточнения и корректировку, обусловленные разными событиями, неплановыми влияниями и тяжело управляемыми действиями окружающей среды. В следствии реализации образовательных проектов (программы, замысла, маршрута) выстраивается личная образовательная траектория, которая понимается как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» (А.В. Хуторской). Это процесс, идущий от ученика, что будет в активном самодвижении и творческом состоянии при сотрудничестве с окружающей действительностью. Личная образовательная траектория – это реально пройденный учеником путь по достижению намеченной цели.

Но для личной образовательной программы, реализации и маршрута личностного потенциала в образовательном ходе ученику нужны кое-какие организованные умения. Базисное среди них – «мочь обучаться». Оно включает познание того, что такое учеба, что такое знание, и какие конкретно разные виды требований существуют в разных видах обучающих обстановок. Оно включает в себя кроме этого умение разбирать обстановку, фиксировать трудности, принимать решения; умение искать, обрабатывать, применять и презентовать данные (включая независимую работу в библиотеке, умение трудиться с данными и др.).

Приобретение учеником опыта независимого перемещения, самоопределения, принятия независимых ответов, выработки им развития и собственных стратегий образования допустимо при:

  • формировании соответствующей мотивации учения, жажде обучаться, потребности в саморазвитии и самообразовании;
  • понимании и осознании собственных личных интеллектуальных, психотерапевтических, социальных возможностей;
  • адекватной самооценке собственных образовательных достижений;
  • овладении навыками и умениями самоорганизации;
  • рефлексивном отношении ученика к собственной учебной и познавательной деятельности.

Света, всё что выше под маркерами, будет вызывать довольно много вопросов типа «А как этого достигать с умственно отсталым школьником, у которого умение обучаться не организовано?» .Исходя из этого тут полезно прописать конкретно, как это сделать без опоры на данное умение. Это, само собой разумеется, тяжело.

ИОП делает следующие функции:

• нормативную (нормативно определяет и снабжает образовательную, самообразовательную деятельность тьюторанта, регулирует его развитие);

• информационную (информирует об образовательной деятельности);

• мотивационную (определяет цели, ценности и результаты образования);

• организационную (определяет формы и виды, способы, модели, варианты, ресурсы образования);

• функцию самоопределения (разрешает реализовать потребность в самоопределении на базе реализации образовательного выбора, и потребность в самоактуализации).

В условиях коррекционной школы деятельность по сопровождению ИОП содействует получению обучающимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, нужного для реализации образовательных запросов и предстоящего опытного самоопределения, в соответствии с его особыми образовательными потребностями, возрастными и личными изюминками, состоянием невропсихического и соматического здоровья, с учетом настоящих возможностей образовательного учреждения (техническая база, обеспечение квалифицированными специалистами и педагогическими кадрами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).

Потом «соскользнули» снова на определения, каковые выше уже давались. Согласно точки зрения С.В. Соловьёвой личная образовательная программа (ИОП) – документ, отражающий конкретные шаги и общую стратегию междисциплинарной команды, включающей родителей и учителя, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках школы. Личная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением личного образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных направлений, разделов программы, способов и форм их освоения, каковые разрешают создать условия для большой реализации особенных образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ходе воспитания и обучения на определенной ступени образования. Целевое назначение личной образовательной программы содержится в её направленности на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и настоящими возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, возможностей и познавательных потребностей. Особенную актуальность эти программы покупают в ходе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии [5].

Структура личной образовательной программы включает следующие компоненты:

— целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на базе национального образовательного стандарта, потребностей и мотивов ученика при получении образования);

— содержательный (отбор содержания и обоснование структуры учебных предметов, их группировка и систематизация, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);

— технологический (определение применяемых педагогических разработок, способов, методик, воспитания и систем обучения);

— диагностический (определение совокупности диагностического сопровождения);

— организационно-педагогический (пути и условия успехи педагогических целей) [5].

Личные образовательные программы для воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья смогут иметь разный вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным направлениям, дисциплинам) либо воспитанию ребёнка и комплексному обучению и коррекции его психофизических недочётов. Приоритет направляться дать личным программам воспитания ребёнка и комплексного обучения.

В личных образовательных программах для детей школьного возраста указывается объём и содержание знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по различным учебным предметам. Это один из подходов к проектированию структуры личной программы. Наполнение знаниевого компонента личной образовательной программы не есть необходимым. Более ответственной есть реализация коррекционной работы с обучающимся и изложение в личной программе тех методов и приёмов коррекционной работы, каковые будут реализованы применительно к процессу воспитания и обучения ребенка педагогом в ходе преподнесения к усвоению неспециализированного содержания материала на уроке. [5]

Потом написано уже по делу………А сверху довольно много воды.

Необходимыми компонентами личной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая черта ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, и требования к уровню подготовленности ребенка, каковые разрешают оценить полноту реализации содержания личной образовательной программы на уровне динамики тех либо иных составляющих психофизического развития ребенка.

Компонентный состав структуры личной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, возможно представлен следующим образом:

1. Титульный лист, что включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения начальником, согласование с родителями. При необходимости программа возможно согласована с главой психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном странице возможно указать эксперта, что есть важным за реализацию личной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая черта ребенка с списком организованных навыков и умений и тех, каковые не организованы в должной степени. На базе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке непременно направляться указать примерные программы, на базе которых подготовлена личная образовательная программа, и обосновать варьирование, в случае, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Личный учебный замысел. Этот структурный компонент имеет место, в случае, если в личной программе содержится знаниевый компонент по учебным областям и предметам. К примеру, при проектировании личной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, приобретающими образование в форме личного обучения на дому.

4. Содержание программы. Раздел, раскрывающий содержание личной программы, целесообразно поделить на три главных компонента либо блока.

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, параметров оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент есть необходимым для содержательного наполнения, в случае, если в личную программу включен личный учебный замысел. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, формы и методы. В коррекционном блоке направляться предусмотреть раздел преподавателя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, и, что важно, раздел преподавателя, что имеет возможность реализовывать методы и приёмы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. Потому, что у преподавателей-предметников, воспитателей образовательных учреждений появляются значительные трудности при проектировании методов и направлений коррекционной работы, этот раздел смогут содержательно наполнять учителя-дефектологи.

Воспитательный компонент содержит раздел классного начальника, воспитателя, педагога дополнительного образования, и раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются родителей взаимодействия и условия специалистов в ходе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

5. Главные требования к итогам реализации программы. В данном разделе направляться соотнести цель и задачи личной программы с ее планируемыми результатами, и конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психологического и психотерапевтического развития обучающегося и уровне сформированности главных компетенций. Эти требования являются базой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности личной программы. Требования к итогам реализации программы возможно не выделять в особенный раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания программы в рамках обозначенных выше компонентов.

6. рекомендации и Заключение. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по итогам промежуточной диагностики и заключение о реализации личной программы в целом при дискуссии данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Советы формулируются для обеспечения преемственности в ходе личного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья экспертами на следующем этапе его обучения.

В случае, если методичка пишется от коллектива авторов, то тут в логике веще нужно приложить пример ИОП от школы№5. Так как методичка не только для них, но и от НИХ к вторым школам адресуется!

Содержательной базой разработки личной образовательной программы помогают: национальный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся; примерные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями требования и здоровья к итогам освоения образовательных программ и базовый учебный замысел. Содержание личной программы отбирается с учетом своеобразия взаимосвязи развития и темпа ребёнка физического и психологического становления ребенка.

В базе проектирования личной образовательной программы обязана находиться организация самые оптимальных для ребенка с особенными образовательными потребностями условий обучения для развития его формирования навыков и потенциальных возможностей жизненной компетентности, поскольку личная программа отражает не столько личное содержание образования, сколько особенные средства овладения нужным программным содержанием, снабжающим продвижение ребенка в развитии.

С.В. Соловьева предлагает следующий метод проектирования личной образовательной программы обучающихся:

1. Анализ требований национального образовательного стандарта, содержания примерных программ и базового учебного замысла

2. Изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья

3. Проектирование нужных структурных составляющих личной образовательной программы. Этот этап осуществляется, в случае, если в образовательном учреждении нет принятой и утвержденной структуры личной программы.

4. Определение временных границ реализации личной образовательной программы. При проектировании личной программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания личной образовательной программы. Выбираемый отрезок обязан, в большинстве случаев, складываться из одного либо нескольких целых полугодий обучения в образовательном учреждении. Хороший вариант разработки личной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья образовывает один год. На этот временной промежуток возможно предвидеть содержание образования, которое направляться освоить обучающемуся. Корректировка содержания личной программы осуществляется на базе результатов промежуточной диагностики.

5. Четкое формулирование цели личной образовательной программы. обучения и Цели воспитания как национальные требования к выпускникам учебных заведений в общем виде задаются национальным образовательным стандартом. В личной образовательной программе эти цели направляться уточнить и дополнить.

6. Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации личной образовательной программы. Задачи личной программы определяют направления работы с конкретным ребенком.

7. Определение содержания личной программы. Проектирование содержания личной программы может включать в себя как содержательное наполнение коррекционного блока, так и знаниевого компонента, другими словами содержания образования по определенным предметным областям. Содержательное наполнение личной программы по большей части зависит от ее целевого назначения. Особенное внимание при проектировании содержания личной образовательной программы направляться выделить описанию тех приёмов и способов, при помощи которых обучающийся будет осваивать содержание образования.

8. Планирование форм реализации разделов личной программы: личные, лично-групповые, групповые, коллективные и другие.

9. Планирование форм участия в реализации личной образовательной программы разных экспертов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особенное внимание направляться обратить на возможность реализации содержания личной программы родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

10. Определение критериев и форм мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации личной образовательной программы. направляться предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании личной образовательной программы [5].

10 пунктов выше весьма полезны! Отлично!

Несомненным преимуществом применения ИОП в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья есть обеспечение вариативности образования, выбор собственного образовательного маршрута в соответствии с опытными намерениями, личными изюминками развития каждого ребенка. Серьёзным условием реализации ИОП есть осуществление комплексного сопровождения учебного процесса. Важным за эту деятельность есть – тьютор, что в собственной работе совмещает функции психолога, воспитателя и социального педагога, но не заменяет их.

А.А. Богданова выделяет главные функции тьютора: во-первых, помощь получающему образование преодолении учебных трудностей, неприятностей с выбором образовательного маршрута, неприятностей во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и учителями; во-вторых, участие в реализации и разработке ИОП и личного учебного замысла совместно с обучающимися, его педагогами и родителями; в-третьих, консультирование своих родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ, информирование педагогов об изюминках перспектив развития и психофизического состояния детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывает профориентационную помощь обучающимся.

Но при привлекательности и всей эффективности обучение детей с ОВЗ по ИОП видятся препятствия для реализации моделей с тьюторским сопровождением. Перечислим главные: недостаточные организационно-реализации и педагогические условия проектирования ИОП; отсутствие достаточного кадрового обеспечения; недостаточные материально-технические и средовые условия, соответствующие изюминкам детей с ОВЗ.

Согласно нашей точке зрения, нужно создание других моделей с применением разработок тьюторского и психолого-педагогического сопровождения.

Перечень главной литературы

1. Александрова Е. Индивидуализация образования: обучаться для себя // Народное образование. 2008. – №7. – С. 243-250.

2. Гершунский Б.С. Философия образования XXI: В отыскивании практико-ориентированных концепций. – М.: Изд-во Современник, 1998. – 608 с.

3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в отыскивании практико-ориентированных концепций). – М.: Интердиалект, 1997. – 697 с.

4. Ковалева Т.М. гипотезы и: Инновационная школа аксиомы. – М.: Изд- во Столичного психолого-социального университета; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 256 с.

5. Соловьёва С.В. Кое-какие нюансы проектирования личных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ http://kmosewer.ru/

6. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.

7. Черемных М.П. Тьюторская позиция в образовательных стандартах нового поколения // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, стандартизация и нормирование деятельности тьютора: Материалы Общероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: практика и теория», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М.Ковалёва; Отв.ред. А.А. Тёров, О.Ю. Жилина.- М.: АПКиППРО, 2009. – С. 19-27.

Перечень рекомендованной литературы

1. Закрепина, А. В. Разработка личной программы коррекционно-разивающего воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // обучение и Воспитание детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2.

2. Личный подход в особом (коррекционном) учреждении: концепция, планирование оценки и аспекты индивидуальности коррекционно-развивающей работы : монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и., 2005.

3. Князева, Т. Н. Личный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психологического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. — № 1(7).

4. Разенкова, Ю. А. Содержание личных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические советы [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.ise.iip.net/almanah/6/st03.htm

5. Стребелева, Е. А. Варианты личной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. – 2000. — № 5.

Индивидуальная образовательная программа и индивидуальный

Наталья Микляева: Составление индивидуальной программы обучения детей с ОВЗ с помощью программы КИМП


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: