Ii. особенности в священнодействиях на полиелейной и всенощной службах

1. Начало вечернего богослужения с полиелеем такое же как на вседневной вечерни (т.е. 9 час, возглас на вечерню дается на амвоне, чтение 103 псалма, на протяжении которого священник прочитывает перед Царскими вратами Светильничные молитвы, и после этого Мирная ектения).

2. Начало Великой вечерни на всенощном бдении совершается следующим образом:

По окончании 9 часа, священники облачившись: священник в епитрахиль, фелонь и поручи, а диакон в стихарь с орарем (иеромонах вместо фелони в епитрахиль и мантию), становятся перед св. Престолом, отверзается церковная завеса, после этого Царские врата и совершают три поясных поклона, целуя св. Евангелие (лишь священник) и Престол.

3. Диакон, беря кадило от пономаря, подает его священнику со словами: Благослови, Владыко, кадило.

Благословляя кадило с молитвой: Кадило Тебе приносим… священник берет его для совершения полного каждения, т.е. Алтаря и всего храма.

4. Каждение начинается с того, что диакон забрав громадную (диаконскую) свечу, делается на Горнее место, и, поклонившись священнику, везде идет впереди кадящего священника. Сначала кадят Престол с 4-х сторон, после этого Горнее место, правую сторону Алтаря, левую, икону над Царскими дверями, священников в Алтаре, стоящих по правую сторону Престола, после этого по левую. Тут прерывается полное каждение. Диакон остается на Горнем месте. Священник, обходя Престол (с северной стороны) делается на своем месте, т.е. перед Престолом.

5. Великая вечерня начинается с возглашения диакона: Восстаните, обращенного лицом к народу, которое он произносит на амвоне, держа в руках собственную свечу.

6. Священник по окончании пения хора: Святейший Владыко, благослови, произносит начальный возглас на Всенощное бдение: Слава Святей, Единосущней и Нераздельней…, знаменуя св. крест на словах: в любой момент сейчас и присно и во веки столетий.

7. В Алтаре принято петь силами священников: Приидите поклонимся и припадем… (4-жды), по окончании чего хор поет 103 псалом, на протяжении которого служащие совершают каждение всего храма (продолжая его с Алтаря). Сначала кадят Царские врата (правую и левую створки); выходят на солею, диакон занимает место справа от священника и происходит каждение всего храма: кадят правую сторону иконостаса, после этого левую; с амвона создают каждение всех молящихся в нем: сначала правый хор, после этого левый, чтеца, и по кругу (справа налево) всех грядущих людей. По окончании каждения прихожан, священннослужители обходят (с южной стороны) с каждением всего храма, т.е. кадятся иконы, размещенные на всех стенках храма, включая и те, каковые размещаются к празднуемым святым на аналоях. Каждение заканчивается в Царских вратах, т.е. кадят сначала местные иконы — Божией Матери и Спасителя, входят в Алтарь, кадят св. Престол, священник кадит диакона, диакон со своей стороны священника и Царские врата закрываются.

8. Диакон, забрав благословение с Горнего места поклоном головы от священника, выходит через Северные двери Алтаря на амвон, откуда произносит Мирную ектению, что на Вечерне.

9. На вечерней работе с полиелеем и бдением надеется петь псалом Блажен супруг (1 антифон 1-й кафизмы), что выполняют в тот же миг по окончании возгласа священника: Яко подобает…».

10. В случае, если имеется за вечерней второй служащий диакон, ему нужно выйти на амвон заблаговременно, т.е. в конце Мирной ектении, дабы по окончании Блажен супруг сказать первую малую ектению: Паки и паки ….

В большинстве случаев с выходом второго диакона на солею, первый диакон уходит с амвона к местной иконе Спасителя (делается наоборот) и в том месте оканчивает собственную ектению, поклонившись вышедшему диакону, что также отвечает поклоном.

11. На пение Господи воззвах диакон уже один, без священника, совершает каждение Алтаря и всего храма (по чину, обрисованному выше).

Вечерний Вход

12. На торжественных работах вечерни постоянно совершается Вечерний Вход (небольшой) с кадилом (в Великий Пост с Евангелием, а также в чине архиерейской работы).

13. На Славу, что идет по окончании стихир на Господи воззвах зажигается паникадило в Алтаре и в храме, и свечи на престоле. С пением И сейчас отверзаются Царские врата и начинается Небольшой вход. Священники, перекрестившись два раза с поклонами, целуют св. Престол, и снова крестятся третий раз, полагая тем начало Входа.

14. Диакон, забрав кадило от пономаря, берет благословение на него от священника и идет совместно со служителем на Горнее место, где возглашает: Господу помолимся. Священник, начиная с Горнего места, просматривает (в полголоса и наизусть) молитву на Вход: Вечер, и заутра, и полудне…. в первых рядах священников обязан идти свещеносец с зажженной свечой.

С Горнего места все идут из Алтаря Северными дверями, останавливаются перед Царскими вратами — священник посредине, диакон — мало правее, кадя местные иконы (Божией Матери и Спасителя) и самого священника. Свещеносец делается на солее у иконы Спасителя. Окончив каждение, диакон, держа орарь тремя перстами, показует им на восток и говорит священнику: Благослови, владыко, Святый Вход. На что священник ответствует, крестообразно благословляя десницей восток: Благословен вход Святых Твоих…. Диакон негромко отвечает: Аминь и кадит коротко священника. По окончании стихиры на И сейчас, он делается впереди священника, среди Царских врат, и начертав кадильницей св. крест, возглашает: Премудрость, забудь обиду. Входя в Алтарь, диакон кадит св. престол (со всех сторон), ждя входа священника у северной его стороны, откуда он обязан покадить служителя при входе его в Алтарь. Священник не прежде входит в Алтарь, как совершит целование свв. Божией Матери и икон Спасителя, что на Царских вратах. Причем, по окончании целования и поклонения иконы Спасителя он обязан благословить свещеносца.

Войдя в Алтарь, оба священника совместно крестятся, целуют св. престол и восходят снова на Горнее место. В том месте они еще раз крестятся, кланяются друг другу и поворачиваются лицом к молящимся в храме и Алтаре. Наряду с этим диакон стоит рядом, справа от священника. Рекомендуется священникам находиться на Горнем месте (кроме этого и сидеть), не по центру, а чуть сбоку.

15. С Горнего места священник, сделав предварительно поклон стоящим священно-служителям, по окончании диаконского возглашения: Вонмем, крестообразно благословляет всех молящихся в храме и произносит: Мир всем.

Диакон говорит по служебнику Прокимен со стихами. По окончании Прокимна направляться чтение паремий. Царские врата наряду с этим закрываются.

В случае, если паремии новозаветного содержания, принято Царские врата оставлять открытыми.

На протяжении чтения паремий священнику положено сидеть в том месте же на Горнем месте. Диакон в большинстве случаев смотрит за чтением и стоит около престола.

Чтец паремий сообразуется с возглашениями диакона, произносящего перед каждой паремией Премудрость и Вонмем.

По окончании чтения паремий священники возвращаются с Горнего места к престолу; по чину крестятся сначала на Горнем месте, после этого, подойдя к престолу, еще раз кланяются ему, целуя его край. Вечерний Вход окончен.

16. Диакон за чтением паремий произносит Сугубую ектению на амвоне. Дабы ее начать без пауз, нужно ему выйти на солею в конце чтения паремий (т.е. мало раньше самого окончания).

Прошения ектении говорит не спеша, четко, терпеливо ждя окончания пения хора: Господи, помилуй (трижды).

17. По окончании возгласа священника: Яко Милостив, читается: Сподоби Господи.

18. За чтением диакон произносит Просительную ектению, в конце которой священник (тайно) просматривает молитву главопреклонения.

Лития

Лития служится лишь в праздничные дни на богослужении со Всенощным бдением.

19. Выход на Литию происходит из Алтаря в притвор храма; священник совершает Литию в скуфье и епитрахили либо камилавке (в случае, если имеет как приз). Священники, поднявшись перед престолом, два раза крестятся, целуют его край, опять крестятся, кланяются друг другу, полагая тем начало для выхода.

Диакон берет благословение на кадило.

20. Священники исходят из Алтаря северной дверью. Став перед Царскими дверями, крестясь, делают поклон друг другу и идут в притвор в предшествии им свещеносца. Сейчас хор поет стихиры на Литии. Пономарь износит на средину храма литийный столик с хлебами.

Диакон остается на солее, откуда начинает малое каждение, т.е. кадит иконостас, торжественную икону на аналое, священника, хоры и молящихся. Каждение оканчивает так; покадив народ, диакон совершает краткое каждение местных Божией — Матери и икон Спасителя, после этого опять кадит торжественную икону на аналое, подходит к священнику, кадит его (трижды), отдает кадило пономарю и делается впереди священника перед литийным подсвечником, для произнесения четырех ектений.

21. По окончании ектений диакон делается рядом со священником (справа), что произносит возглас «Услыши ны Боже…» и молитву: «Владыко Многомилостиве…». Наряду с этим священники стоят с непокровенной главой.

22. На первой ектении Спаси, Боже, люди Твоя, и на литийной молитве священника Владыко Многомилостиве… поминаются чтимые святые храма, святые, коим посвящены престолы в нем, и святые, которым совершается Всенощное бдение.

23. На второй ектении диакон присоединяет прошение о правящем архиерее: и о господине отечественном Высокопреосвященнейшем епископе Евгении….

24. В данной же ектении по окончании слов: о всякой души христианстей… вместо о покровении града этого… произносит: о покровении святыя обители сея и живуших в ней.

25. На третьем прошении диакон произносит: Еще молимся о еже сохранитися граду сему и святей обители этот и всякому граду….

26. Молитвой священника Владыко Многомилостиве… оканчивается Лития. Священники, перекрестившись, и поклонившись друг другу в предшествии свещеносца с притвора возвращаются в храм, подходят к литийному столику с хлебами и становятся перед ним. Свеча свещеносца ставится за столик. Придя на средину храма служащие опять крестятся и кланяются друг другу.

27. Сейчас хор поет стихиры на стиховне, каковые оканчиваются чтением: Сейчас отпущаеши… и Трисвятого.

28. По окончании возгласа священника: Яко Твое имеется Царство, поются тропари, в соответствии с Уставу, на протяжении которых раскрываются Царские врата, производится каждение литийного столика.

Оно совершается так:

Забрав благословение у священника на кадило, диакон кадит все стороны столика трижды, после этого кадит торжественную икону, священника (в случае, если собор служителей, то и всех сослужащих в нем), опять кадит хлебы на столике с передней стороны, грядущего служителя и, дав кадило пономарю, делается рядом с предстоятелем, оглашая: Господу помолимся.

29. Благословение хлебов совершает священник особенной молитвой: Господи, Иисусе Христе Боже отечественный… с непокровенной головой.

Перед словами: Сам благослови… крестообразно осеняет вещества одним из хлебов. При перечислении веществ показывает но них рукою, начертывая в воздухе символ креста.

30. По окончании благословения хлебов, священники, перекрестившись и поклонившись друг другу, идут в алтарь, заходя (в случае, если собор) северными и южными дверями. Сейчас поется 33-й псалом. По окончании пения предстоятель осеняет крестообразно всех молящихся со словами: Благословение Господне на Вас…. Хор: Аминь. Тут оканчивается великая вечерня со всенощным бдением.

31. В случае, если работа с полиеелем, литии по обычаю не бывает. И сейчас отпущаеши и Трисвятому, поются отпустительные тропари, в соответствии с Уставу, т.е. тропарь празднуемого святого и Слава, и сейчас… Богородичен из торжественных тропарей (3 приложение)

По окончании пения тропарей диакон возглашает: Премудрость, хор: Святейший Владыко, благослови. Священник: Сый благословен… Хор: Утверди, Боже…. Тут оканчивается работа вечерни с полиелеем.

III. У Т Р Е Н Я

(Описание священнодействий, касающихся диакона и священника)

Начало утрени

1. В то время, когда утреня, вседневная либо торжественная, совершается не в составе всенощного бдения, она имеет полное начало. Священник, облачившись в фелонь, а диакон в стихарь, становятся перед Престолом. Диакон принимает от пономаря кадило и открывает завесу Царских врат. После этого священник с диаконом крестятся два раза (с поясными поклонами), целуют Престол (священник Евангелие и Престол), крестятся третий раз и кланяются друг другу.

2. Диакон подает кадило[2] священнику, говоря: Благослови, владыко, кадило. Священник просматривает молитву, благословляет кадило и принимает его от диакона. После этого, изобразив кадилом знамение креста (перед Престолом), произносит возглас: Благословен Всевышний отечественный.

3. До тех пор пока чтец просматривает начальные молитвы и двупсалмие, священник совершает полное каждение алтаря, храма и присутствующих в них. Наряду с этим чтец и священник должны следить, дабы возглас Яко Твое имеется Царство был сказан посреде храма (перед Царскими вратами). По возгласе священник кадит, подводя итог, местные иконы, входит в алтарь и делается перед Престолом. Тут он по окончании тропарей, с кадильницей в руке, произносит сокращенную сугубую ектению.

4. По окончании выполнения певцами Именем Господним, благослови, отче священник произносит возглас: Слава Святей и наряду с этим изображает кадилом знамение Креста (перед Престолом). Покадив трижды переднюю часть Престола, он кадит кроме этого стоящего рядом с ним диакона и отдает ему кадило. Диакон, со своей стороны, кадит священника (с Горнего места), после этого оба они крестятся и кланяются друг другу. Диакон, дав кадило, отходит на собственный место (справа от священника)[3].

Шестопсалмие

5. На протяжении выполнения первой половины шестопсалмия священник, стоя у Престола с непокрытой главой, просматривает утренние молитвы (с 1 по 6). По прочтении трех псалмов шестопсалмия священник совершает поклонение перед Престолом, после этого кланяется священникам, находящимся в алтаре, (в присутствии архиерея — кланяется лишь ему!) и исходит северной дверью на солею. Став наоборот Царских врат, он крестится один раз и дочитывает утренние молитвы (с 7 по 12).

6. В то время, когда чтец выполнит половину последнего псалма, диакон идет к Горнему месту, крестится один раз; кланяется священнику (либо архиерею) и исходит на солею[4]. При выходе диакона из алтаря священник отходит к иконе Спасителя (справа от Царских врат), а диакон останавливается у иконы Богоматери (слева). Тут они крестятся трижды, кланяются друг другу, и диакон проходит на амвон для произнесения ектении, а священник южной дверью идет в алтарь к Престолу. Став на собственный место, священник крестится один раз, целует Престол и Евангелие и крестится еще раз (и кланяется архиерею, в случае, если тот присутствует в алтаре).

Великая ектения: Всевышний Господь

7. На протяжении произнесения ектении диакон возносит перед собой сложенный финиш ораря, держа его, приблизительно, на уровне глаз[5семь дней. По окончании каждого прошения диакон (и и священник) крестится и совершает поясной поклон (так делает на всех ектениях). Подводя итог священнического возгласа, на словах Отца и Святого и Сына Духа, надеются кроме этого поясной поклон и крестное знамение.

8. Всевышний Господь со стихами, равно как и прошения ектении, должно произносить четко, внятно, не торопясь (но и не растягивая!) и непременно раздельно с хором. По выполнении последнего стиха на Всевышний Господь диакон крестится и кланяется перед Царскими вратами и уходит в алтарь. Поклонившись священнику и Горнему престолу (либо архиерею), он делается на собственный место[6].

Кафизмы

9. На кафизмах диакон и священник стоят у Престола, пристально слушают псалмы и в соответствующих местах осеняют себя крестным знамением, а при пении Аллилуйя (между Славами), совершают поясные поклоны.

Полиелей

10. В начале чтения седальнов по кафизме все священники, каковые должны выйти на полиелей, планируют у Престола и расстанавливаются по чину. По выполнении седальнов диаконы открывают Царские врата, после этого все священники крестятся два раза, целуют Престол, крестятся третий раз, кланяются предстоятелю (либо архиерею) и не торопясь исходят из алтаря Царскими вратами. в первых рядах идет предстоятель, за ним попарно диаконы и священники. Предстоятель проходит на середину храма (аналой обходит с правой стороны) и делается лицом к алтарю (наоборот торжественной иконы) на приготовленное для него место (ковер). Справа и слева от него (по чину) становятся остальные священники.

11. По окончании того, как все станут на собственные места, диаконы и священники поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю. Протодиакон берет у пономаря кадило и, подойдя к предстоятелю, произносит: Благослови Владыко, кадило. Предстоятель просматривает молитву и благословляет кадило, после этого принимает его от протодиакона. Сейчас второй диакон подает предстоятелю свечу. Свечи вручаются кроме этого и остальным священникам, причем один диакон раздает свечи на правой стороне, второй на левой (при вручении свечей диакон целует руку священника). Наконец, два старших диакона принимают от пономарей громадные (диаконские) свечи и становятся между амвоном лицом и аналоем к предстоятелю.

12. По окончании раздачи свечей все священники, стоя на собственных местах, ожидают окончания полиелейных псалмов. После этого все крестятся в сторону алтаря, совершают поклон предстоятелю и поют величание праздника. До тех пор пока поется величание, предстоятель кадит со собственного места в сторону торжественной иконы. По окончании выполнения духовенством величания предстоятель кланяется сослужащим ему и идет к иконе праздника для каждения[7].

13. Каждение совершается в такой последовательности. Сначала предстоятель кадит с четырех сторон икону праздника. В то время, когда он покадит икону с левой стороны, оба диакона (находящиеся сейчас справа от аналоя), опережая священника, идут к Царским вратам. Священник следует за ними. Потом они входят в алтарь и продолжают каждение в простом порядке: алтарь и присутствующих в нем, иконостас, священников, вышедших на полиелей, левый и правый клиросы, народ, после этого целый храм; по окончании каждения храма опять кадятся икона праздника и местные иконы.

14. Затем диаконы остаются за аналоем (стоя лицом к служащим священникам), а предстоятель проходит на собственный место и оттуда продолжает иногда кадит в сторону торжественной иконы. А сейчас духовенство подводя итог поет величание празднику. Перед окончанием пения величания предстоятель кадит священнослужителей[8] (диаконы, находившиеся со свечами за аналоем, подходят ближе к предстоятелю и стоят к нему лицом). После этого предстоятель передает кадило протодиакону, подошедшему к нему. Протодиакон, со своей стороны кадит предстоятеля и по каждении совместно со вторым диаконом поворачивается к алтарю лицом (свечи и кадильницы сейчас передают пономарям). Сейчас рядом с ними делается третий диакон. Все они крестятся в сторону алтаря и делают поклон предстоятелю. Протодиакон совместно со вторым диаконом идут на собственные места (справа и слева от предстоятеля), а третий диакон произносит малую ектению (стоя на том месте, где совершил поклон предстоятелю)[9].

15. На последнем прошении рядом с диаконом, произносившим ектению, делается второй диакон. Оба они крестятся и кланяются предстоятелю, но не сходу по окончании последнего прошения, а на возгласе, совместно со священником (при произнесении Сына: и слов Отца и Святого Духа). По окончании поклона третий диакон делается слева от предстоятеля, а второй проходит в алтарь северными дверьми. Поклонившись Горнему месту, он делается у Престола.

Чтение Евангелия

16. На третьем тропаре антифонов степенных диакон, находящийся в алтаре, подходит к передней части Престола, крестится один раз, целует Престол и Евангелие и кланяется предстоятелю. После этого берет Евангелие и выходит с ним на амвон, держа его, приблизительно, на уровне глаз.

17. По окончании антифонов протодиакон произносит: Вонмем. Премудрость. Вонмем, а диакон, стоящий с Евангелием, произносит прокимен. По окончании прокимна протодиакон говорит: Господу помолимся, а диакон произносит Всякое дыхание (со стихом). На словах протодиакона И о сподобитися нам диакон не торопясь идет к предстоятелю (проходит справа от аналоя) и останавливается перед ним, опустив Евангелие к груди (протодиакон оказывает помощь ему открыть Евангелие). Протодиакон произносит: Премудрость. Забудь обиду. Услышим святаго Евангелия, а предстоятель, повернувшись лицом на запад, возглашает: Мир всем и благословляет народ. После этого он поворачивается лицом к алтарю, отдает свечу третьему диакону, снимает головной убор, сообщает его протодиакону, и опять берет свечу. Протодиакон показывает ему необходимое зачало, а третий диакон произносит: Вонмем. На этом возгласе все осеняют себя крестных знамением, а предстоятель просматривает Евангелие.

18. По прочтении Евангелия предстоятель крестится, целует раскрытое Евангелие, отдает свечу, принимает головной убор и надевает его. Свечи, каковые держали священники, гасятся. Диакон, закрыв Евангелие, уносит его на Престол[10]. После этого он крестится (один раз), целует Престол и Евангелие, кланяется предстоятелю и делается около Престола на простом диаконском месте. Вместе с ним кланяются и два священника, просматривающие канон. В то время, когда диакон кладет Евангелие на Престол, они выходят из последовательностей служащих священников и, поклонившись (вместе с диаконом) предстоятелю, уходят в алтарь через Царские врата. В том месте они целуют Престол (сбоку), снимают фелони и ожидают выхода в конце молитвы Спаси, Боже, люди Твоя.

19. По окончании положения диаконом Евангелия на Престол (либо на аналой — в воскресные дни!) протодиакон, в конце стихиры по 50-м псалме, делается пред аналоем (чуть в стороне), крестится один раз в сторону алтаря, кланяется предстоятелю и идет на солею к иконе Спасителя. Тут он произносит молитву Спаси, Боже, люди Твоя.

20. По прочтении, приблизительно, половины данной молитвы находящиеся в алтаре священники, просматривающие канон, и диакон (что выносил Евангелие) подходит к Престолу (с двух сторон), крестятся один раз, целуют Престол, крестятся еще раз, выходят через боковые двери на солею и становятся лицом к иконостасу, ожидая финиша диаконской молитвы. После этого все, стоящие на солее, крестятся и кланяются предстоятелю вместе с протодиаконом. диакон и Протодиакон идут на собственные места (рядом с предстоятелем), а священники, просматривающие канон, поклонившись друг другу, остаются на солее, у аналоев с книгами.

Помазание св. елеем

21. По возгласе милостию и щедротами предстоятель кланяется сослужащим и идет к аналою с иконой праздника (либо с Евангелием). Тут он совершает два поясных поклона, сняв головной убор, целует икону (либо Евангелие), берет у пономаря кисть и помазуется св. елеем, после этого надевает головной убор, крестится третий раз и делается слева от аналоя (лицом на юг).

22. Остальные священники попарно подходят к иконе и, подобно предстоятелю, совершают поклонение и помазуются елеем. В то время, когда священники принимают у предстоятеля (либо передают ему) кисть, они взаимно целуют приятель у приятеля руку. Так же поступают и остальные священники в отношении друг к другу. По окончании помазания священники кланяются предстоятелю, после этого друг другу и уходят в алтарь через Царские врата. У Престола они крестятся один раз, целуют Престол (сбоку), крестятся опять, кланяются друг другу и снимают священные одежды. Служащий священник остается у Престола в облачении. Он стоит сбоку, пока предстоятель не войдет в алтарь по окончании окончания помазания.

23. За священниками к предстоятелю подходят диаконы. Они совершают те же поклоны, что и священники. По окончании показания диаконы целуют правую руку предстоятеля, кланяются ему и уходят в алтарь.

24. По окончании служащих к предстоятелю подходят по чину неслужащие священники. Они действуют равно как и служащие. Лишь исходят и возвращаются в алтарь через боковые двери. За священниками подходят народ и низшие клирики. Священники, просматривающие канон, подходят к помазанию в большинстве случаев по 6-й песни (это самый удобный момент!). По последнем тропаре они становятся перед Царскими вратами, крестятся один раз и идут к помазанию. По возвращении они кроме этого крестятся один раз у Царских врат, кланяются друг другу и отходят к аналоям.

25. При помазании предстоятель (также как и каждый священник, совершающий помазание) обязан бережно загрузить кисть в св. елей и без того же бережно изобразить на челе подошедшего знамение Креста с произнесением слов Во Сына и имя Отца и Святаго Духа. По помазании священник не должен убирать руку, а дать шанс подошедшему к нему на помазание поцеловать ее. Но в случае, если человек не собирается целовать руку священника (а такое не редкость частенько!), то не требуется заставлять его это делать.

26. Священник обязан следить, дабы поклонение иконе и помазание св. елеем происходило благоговейно и по чину. Не требуется торопить людей и не спешить самому.

27. По окончании помазания предстоятель передает кисть пономарю, совершает поклонение перед иконой и уходит в алтарь. В воскресные дни, уходя в алтарь, он берет Евангелие. На амвоне он поворачивается лицом на запад, крестообразно осеняет Евангелием народ и, войдя в алтарь, думает Евангелие на простом месте. Диаконы закрывают Царские врата, а предстоятель, поклонившись служащему священнику и Престолу, отходит и снимает священные одежды. Служащий священник занимает собственный место перед Престолом.

Каждение на Честнейшую

28. На седьмой либо восьмой песни канона (в зависимости от количества исполняемых тропарей) диакон берет кадило и, взяв благословение (с Горнего места) у служащего священника, совершает каждение алтаря и присутствующих в нем. При пении Хвалим, благословим он исходит северной дверью и кадит, начиная от Царских врат, правую часть иконостаса. К этому времени чтецы канона должны отойти к клиросам.

29. По окончании катавасии диакон, став у иконы Богоматери (слева от Царских врат), возглашает: Матерь и Богородицу Света, наряду с этим он знаменует кадилом крестообразно.

Головной убор перед возглашением снимается. То же самое делают и все монахи и священнослужители и без того стоят до окончания Честнейшую. Каждение перед иконой Богоматери диакон продолжает до … После этого диакон кадит левую часть иконостаса, торжественную икону на аналое и предстоятеля, совершающего помазание. Возвратившись на амвон, кадит чтецов канона, левый и правый народ и клиросы. Позже совершает каждение всего храма. Проходя по храму, диакон кадит все иконы и временами делает остановки для каждения молящихся (в удобных для него местах). Окончание каждения простое.

Великое Славословие

30. В праздники при пении стихиры на И сейчас, перед Великим славословием, диаконы отверзают Царское врата. По окончании стихиры священник произносит возглас: Слава Тебе, продемонстрировавшему нам свет и совершает поясной поклон перед Престолом. На славословии священник совместно со всеми делает три поясных поклона при словах Благословен на данный момент Господи, научи мя оправданием Твоим. То же самое он делает и на вседневной утрени, в то время, когда славословие читается.

Ектении

31. В праздники для произнесения сугубой и просительной ектении два диакона исходят на солею на протяжении пения тропаря по Великом славословии. (На вседневной утрене один диакон исходит в конце славословия для произнесения просительной ектений, второй — на сугубую ектению — при пении отпустительного тропаря).

32. В конце утрени по окончании возгласа Премудрость диакон, совершив поклон у Царских врат, уходит в алтарь. (В праздничные дни данный возглас произносит старший диакон. Поклонившись алтарю и друг другу, оба диакона уходят в алтарь).

Окончание утрени

33. По выполнении хором Утверди, Боже, диакон закрывает завесу Царских врат. После этого диакон и священник совершают поклонение перед Престолом и друг другу. Священник снимает фелонь и снова делается к Престолу, а диаконы покрывают Престол, снимают с себя облачения и на протяжении 1-го часа молятся в стороне.

(В праздники священник в конце утрени произносит на амвоне полный отпуст. Перед выходом на амвон он совершает поклонение священникам и Престолу, стоящим в алтаре. При произнесении возгласа, на словах Христос подлинный Всевышний отечественный, он осеняет себя крестным знамением (без поклона!). А в конце отпуста он, не крестясь, кланяется народу и уходит в алтарь. Диаконы закрывают Царские врата и завесу. Потом — все как и на вседневной утрене).

АНТИПАСХА. ФОМИНА НЕДЕЛЯ. ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: