Гласные буквы во втором ряду

С буквами Я, Е, Ю, Е, И дети знакомятся по окончании отработки в игровой форме мягких и жёстких согласных звуков, и их дифференциации на слух и в произношении. После этого они определят, что пять гласных в первом ряду ставятся по окончании жёстких согласных, а пять гласных во втором — по окончании мягких согласных. Я — стоя перед детьми, изобразить букву Я: поставить правую руку в бок, а правую ногу — в сторону — окажется буква Я. «Изобразим дружно» (дети делают то же самое).

-Кто так сделал? — Я…Я…

-Правильно, это буква Я.

Ё — ёлка, точки над буквой — как игрушки на новогодней ёлке; это буква Ё. В начале слова ёлка также буква Ё.

Ю — юла, у юлы громадной животик, как и у буквы Ю, и начинается слово юла с буквы Ю.

Е — ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык; в слове ем первая буква — Е.

И — с данной буквой знакомились раньше.

Игры со всеми гласными буквами

Обозначь мягкость».

Я буду именовать буквы, стоящие по окончании жёстких согласных, а вы — по окончании мягких: А—Я, У—Ю, О—Ё, Э—Е, Ы—И.

Назови парный звук».

Я назову букву, а вы — её несколько: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др.

Додумайся и назови несколько».

По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в ухмылке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне.

Назови слог с парным звуком».

а) МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.;

б) чередование слогов с мягкими и жёсткими согласными нарушается: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ.

Что напишем?»

Я назову слог, а вы — звуки. Отыщите соответствующие буквы:

MA — М, А (ребёнок находит буквы, все просматривают);

МЯ — М, Я (пишут и просматривают).

-Почему написали букву Я?

В силу того, что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь, а мягкость обозначает буква Я.

Что окажется?»

-Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — Л А; Л, Я — др и Ля.

Выводы:

а) в случае, если согласные звуки произносятся мягко, то по окончании них пишутся гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И;

б) в случае, если же при чтении эти буквы стоят по окончании согласных, то последние читаются мягко;

в) по окончании жёстких согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А, О, У, Э, Ы ), мы слышим жёсткие звуки и произносим их так же.

Прочти верно».

Берётся каждая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго последовательностей, а дети просматривают: ЗА — ЗЯ, ЗО — ЗЁ, ЗУ — ЗЮ, ЗЭ — ЗЕ, ЗЫ — ЗИ.

Буквы возможно подставлять, не выполняя порядка.

Подставь и прочти».

Игра подобна предыдущей, но сейчас всё делает ребёнок.

Напиши слог».

Вызываются двое детей, один пишет слог с жёстким согласным, второй — с парным мягким.

Просматривай верно».

Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они просматривают.

Какую букву напишешь?»

Я назову слово, а вы — букву: воз — О, вёз— Ё, последовательность — Я, рад — А, лоб — О, клюв — Ю и т. д.

Замени букву».

Ребёнок образовывает из букв слово, к примеру лук, позже заменяет гласную букву парной и просматривает — люк (см. слова в разделе «Мягкие и жёсткие согласные»).

Последними детям дают буквы Й и Ь.

И — в отличие от И при чтении нельзя петь, поскольку данный звук не образует слога, потому и именуется И краткий, т. е. маленький, непоющий звук.

Ь — это не звук, лишь буква, она пишется только для обозначения мягкости согласных в конце слогов и слов: соль, маль-чик.

В школе дети часто путают буквы И—Й, исходя из этого направляться обратить особенное внимание на сравнение этих букв и звуков.

Сперва дети отвечают на вопрос, на что похож символ над буквой Й; по окончании многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрнутую трубку на телефонном аппарате.

-А будет ли тогда трудиться телефон?

-Нет.

-Вот и звук Й нельзя петь, поскольку в букве Й имеется таковой символ; в случае, если же он отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его возможно петь.

После этого обучающий подходит к ребёнку и задаёт вопросы:

-Чьи это буквы? — Мои кожный покров.

-какое количество слогов в этом слове?

-кожный покров-И, два слога.

-Какие гласные мы слышим? -А, И.

-А сейчас отыщем в памяти последний месяц весны.

-Май.

-какое количество слогов в этом слове?

-Один слог, гласный А.

-Чем различаются слова на слух: мои [маи] и май ? (Сравниваются их слоговой, звуковой и буквенный составы.)

Приблизительный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных — М, Й; в конце слова стоит Й (краткий), данный звук не образует слога».

Игры на закрепление И и Ь

Один — довольно много».

Мой стол — мои столы; урожай — урожаи. Сарай, храбрец, бой.

Определи звук И в словах».

Мой, доить, дойка, мойка, лей, храбрецы, майка, просматривай, битвы, рисуй…

Что окажется?»

В случае, если соединить буквы: А, Й — АЙ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Возможно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы).

Напиши и сравни».

Дети составляют из букв слова: бой — битвы, храбрец — храбрецы и другие, после этого слова сравниваются, анализируются.

Где мягкий символ

Дети показывают зелёную фишку либо мягкую игрушку, когда услышат мягкий согласный в конце слова: шнобель, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь.)

Отыщи отличие».

Дети составляют слова из букв, после этого сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон — конь, дескать — моль, угол — уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др.

Отбери и напиши».

Дети отбирают картины, заглавия которых пишутся с b на финише, и «пишут» их из букв.

8.«Подели „соседей».

Цель: верно дробить на слоги слова, в которых первый слог заканчивается на Ь: галъ-ка, конь-ки, мальчик, пальчик, больно…

Ь потерялся».

— Напишем галька без мягкого символа, что окажется?

— Галка.

— Чем различаются эти слова? По какой причине?

Что в конце слова?»

Различение на правильное написание и слух в конце слов букв Й, И, Ь.

Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, сутки, лань, дай…

Придумай слово».

Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце либо середине слова; со звуком И в конце слова.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ — Урок 2


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: