Философские и психологические взгляды г.лейбница.

7. Сенсуализм Дж.Локка.

психологии Нового развития и Основные тенденции философии времени. Интенсивное промышленное развитие в XVI – XVII вв. повлекло за собой бурный рост наук – философии, медицины, естествознания, но, в первую очередь – “механических искусств”.
[50]

Удачи в развитии естествознания содействовали формированию нового взора на природу в целом и место человека в ней. На смену средневековой схоластике приходит представление о природном происхождении человека, о его возможностях и могуществе покорения и познания природы.

Перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его бессчётные открытия выдвинули на первый замысел вопросы неспециализированных методов и принципов познания. При разработке методов познания и проблем методологии случилось выделение в ученой среде двух течений: эмпирического и рационалистического.[51] Представители этих течений расходились во взорах на три главные неприятности: а) происхождения знаний и проблема источников; б) неприятность природы неспециализированных понятий; в) неприятность границ и соотношения логического мышления и чувственного опыта. [52] Основатели эмпиризма[53] (к примеру, Ф. Бэкон, Т. Гоббс) и их последователи полагали, что источником всех знаний есть общие понятия и опыт имеют умелое происхождение. [54] Представители рационалистического течения думали, что источник знаний заключен в самом разуме, а общие понятия имеют априорное происхождение, т.е. выводятся из врожденных интеллектуальных свойств.
[55]

В соответствии с этими различиями представители эмпиризма разглядывали в качестве ведущего научного способа индукцию, предполагающую восхождение от частных фактов, установленных в чувственном опыте, к законам и общим принципам; в то время как представители рационализма видели базу приобретения точных знаний в дедукции как методе выведения истин из правил, установленных заблаговременно или врожденных.[56] Противоборство рационалистического и эмпирического направлений составило неспециализированную тенденцию в психологии Нового и развитии философии времени.

Существовали кроме этого разногласия в ответе вопроса о природе познавательных свойств человека, их отношения к внешнему физическому миру, с одной стороны, и к телесному организму, с другой. Споры, появлявшиеся около этого вопроса, породили т. наз. психофизическую проблему, в зависимости от метода ответа которой мыслители разделились на два идеалистов – и лагеря материалистов.
[57]

Наровне с различиями в понимании последовательности главных философских положений, мыслителей Нового времени объединяли многие неспециализированные черты, которые связаны с уровнем и состоянием науки в целом.

Во-первых, развитие механики породило тенденцию все явления живой и неживой природы трактовать и растолковывать в терминах механики. В качестве универсального способа объяснения и методологического подхода механицизм закрепился в психологии и философии. Все психологические явления, сознание и поведение человека трактуется и описывается по образу механических процессов.
[58]

Во-вторых, учения Нового времени, будучи механистическими по форме, были метафизическими[59] по содержанию. Расчленение сложных природных явлений на элементы и различные классы, и последующее рассмотрение их вне развития и временной связи порождает односторонность и сознания моделей человека и ограниченность поведения, созданных наибольшими мыслителями XVII – XVIII вв.

Наровне с этим, философско-психотерапевтические взоры мыслителей Нового времени имели необыкновенное значение для развития психологии, потому, что конкретно в это время были организованы фундаментальные теоретико-методологические правила, на базе которых будет происходить развитие экспериментальной психологии во второй половине XIX вв.

Одним из первых британских философов, обобщивших удачи естествознания, был Френсис Бэкон (1561 – 1626). Он явился родоначальником эмпиризма и английского материализма в психологии и философии.[60]

При объяснении природы души Ф.Бэкон принимал позиции деизма. Согласно его точке зрения, человек наделен двумя душами – ощущающей и разумной. Первая из них по собственной природе телесна и обязана изучаться философией. Вторая имеет божественное происхождение и обязана оставаться в ведении теологии.
[61]

Ощущающая душа представлялась[62] Ф. Бэкону как невидимое глазу телесное вещество, родственное воздуху и огню, движущееся в мозгу, артериях тела и нервных трубках.[63] Душа проявляет себя в восприятиях и ощущениях, качество и модальность которых определяются природой физического раздражителя. Различая восприятия и ощущения, Бэкон показывает, что более ответственной формой чувствительности есть восприятие. Чувство имеется что-то подобное толчку в сознании, а восприятие связано с осознанием этого толчка, другими словами с подмечаемым самим человеком состоянием сознания.

Чувственный материал, доставляемый человеку органами эмоций, подвергается обработке со стороны разумной души, деятельность которой содержится в памяти, воображении и мышлении[64] . Бэкон полагал, что эти три способности разумной души даны людям в различной степени, и в зависимости от того, какая из этих свойств господствует, обязан определяться род занятий человека[65] : преобладание памяти содействует занятиям историей, воображения – поэзией, прочими видами и живописью мастерства. Люди с сильно выраженной свойством мышления должны, согласно точки зрения Бэкона, заниматься наукой.

В собственном творчестве британский мыслитель много раз возвращался к анализу познавательных основных заблуждений и сил людской разума. Все заблуждения Бэкон свел к трем главным видам, каковые аллегорически были им названы привидениями Рода, Пещеры, Театра и Рынка. Первые два “призрака” обусловлены, в большинстве случаев, природными особенностями его психики и человека, два вторых приобретаются при жизни в обществе.

Привидения Рода – это заблуждения, заключающиеся в искажении человеком природы познаваемых вещей. Эти искажения появляются под влиянием “общеродовых пороков” – неточности восприятия, ограниченности органов эмоций.
[66]

Привидения Пещеры связаны с личными изюминками каждого человека (врожденными либо купленными), искажающими познание и восприятие мира (цветовая слепота, разные плохие привычки).

Привидения Рынка – обширно распространенное неправильное применение языка, неодинаковое толкование понятий и слов, словесная путаница.

Привидения Театра – это заблуждения, основанные на некритичном принятии теорий и учений, поклонении авторитетам, подверженности предрассудкам, недоверии собственному опыту.
[67]

Главным способом постижения истины Бэкон вычислял опыт. [68] Он одним из первых последовательно проводил идея о применении управляемого опыта для получения научных знаний. Обобщение эмпирических данных должно было происходить методом индукции к установлению неспециализированных законов природы.

Не смотря на то, что сам Бэкон не мог распространить собственный индуктивно-эмпирический способ на область психологических явлений, но неспециализированное значение его идей для психологии было очень громадно. В учении Бэкона выражен призыв к переходу от общих рассуждений о природе души к изучению отдельных психологических явлений с опорой на наблюдение и опыт.

3. Философско-психотерапевтическая совокупность Р.Декарта.[69] Одним из самых больших событий Нового времени стала философская совокупность, созданная наибольшим мыслителем Р.Декартом (1596 – 1650).

Отправным методологическим принципом Декарту служил вопрос о критерии точного знания.[70] В качестве для того чтобы критерия философ выдвигает интуицию, как состояние умственной самоочевидности[71] . Наличие сомнения имеется показатель фальшивого знания. По сути, под сомнение возможно поставить все, не считая самого акта сомнения: “Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, следовательно, я существую”[72] . Но это последнее утверждение “Я существую” определялось Декартом как существование мыслящей субстанции, души либо духа, свободного от тела.

Деятельность души содержится в оперировании идеями. Но как она приобретает эти идеи, какой механизм лежит в базе получения знания? В соответствии с Декарту, подлинные знания из опыта не выводимы, они не смогут быть установлены на основании чувственного опыта. Декарт полагал, что существуют врожденные идеи, составляющие исходное знание, которое осознается субъектом посредством интуиции. К числу врожденных идей он относит, в первую очередь, понятия о всевышнем, идеи числа, структурности и телесности тел, свободы воли и т.д.

Опираясь на положение о невыводимости мышления из материального мира, Декарт приходит к дуалистическому учению о существовании двух независимых субстанций – мыслящей (духовной) и протяженной (телесной). [73] В соответствии с данной точкой зрения философские взоры Декарта распадаются на две части – физику (либо неспециализированное учение о природе) и метафизику (либо учение о душе и боге).
[74]

Исходным тезисом Декарта в объяснении жизнедеятельности живых организмов явилось положение о машинообразном характере их поведения. Декарт переносит физико-механические правила действия механизмов на жизненные функции животного организма. Более того, Декарт распространяет эти правила и на функции людской тела. Все телесные отправления (дыхание, сердцебиение, пищеварение и т.д.), и последовательность психофизических функций (ощущения, восприятие, страсти, память) происходят так, как трудятся часы либо другие механизмы.
[75]

Неспециализированная схема машинообразного акта, в первый раз обрисованная Декартом, такова: внешние действия вызывают в органах эмоций перемещения, каковые передаются по натянутым чувствительным нервам в мозг. Вызванные в мозгу перемещения побуждают находящиеся в нем “животные духи” (небольшие материальные частицы) направляться к мускулам и “наполнять” их, приводя к тела.
[76]

Мысль рефлекторной природы телесных и низших психологических процессов коренным образом меняла взор на человека и поведение животных. Эта точка зрения предполагала изучение органических и психологических явлений при помощи способов, подобных применяемым в физике и в механике. Исходя из этого Декарта справедливо квалифицируют как основателя экспериментальной психофизиологии.

Но направляться иметь в виду, что Декарт значительно сузил сферу психологического, исключив из нее ощущения, восприятие, память, воображение, аффекты. Все эти акты Декарт относит к области телесных проявлений. Фактически психологическим Декарт вычисляет только сферу сознания. Так, начиная с Декарта, психология перестает существовать как наука о душе, а существует как наука о сознании. С позиций способа познания, картезианский подход предполагает повсеместное и необыкновенное применение самонаблюдения, интроспекции.

Так, признание Декартом существования двух различных свободных субстанций выяснило и различие способов их познания: экспериментальный способ для анализа интроспекция и механики тела для познания души. Дуализм способов явился следствием того, что душа и тело, сознание и рефлекс были оторванными друг от друга.

Как же соотносятся в человеке тело и душа? Отвечая на данный вопрос, Декарт выдвигает учение о психофизическом сотрудничестве. В соответствии с этому учению, телесное и душевное, сосуществуя в человеке независимо друг от друга, смогут все же вступать во сотрудничество. Эти сотрудничества осуществляются в органе местопребывания мыслительной субстанции – шишковидной железе, находящейся в центре мозга. Перемещения животных духов в мозгу смогут затрагивать шишковидную железу, и, через нее, душу. Продуктом этого сотрудничества являются страсти души. Наоборот, душа, через колебания шишковидной железы может влиять на животные духи, определяя действия и поведение. Что касается фактически действий души, то к ним Декарт относит мышление, произвольные движения и волевые акты и действия.

В целом, в деятельности и поведении человека Декарт выделяет три уровня: абсолютные рефлекторные акты, страсти души и чистые воля и мышление. Из этих уровней деятельности человека особенное внимание Декарта было уделено страстям души.

В широком смысле страсти души включают, по существу, все познавательные процессы, не считая чистого мышления, и эмоции и аффекты. Исходной формой познавательных процессов Декарт вычисляет чувство. Оно (как и восприятие, память, воображение) есть телесным (а не духовным) проявлением. Чувство появляется, в то время, когда частицы раздражителя (светя, запаха) попадают в органы эмоций и через животные духи эти действия распространяются в шишковидную железу. Прикосновения животных духов к шишковидной железе сопровождаются осознанием раздражения. Не считая внешних ощущений Декартом в первый раз были выделены внутренние ощущения, каковые отнесены к самому телесному организму. На основании восприятий и ощущений появляется память, представления и воображение. Память, к примеру, является образами , которые связаны с перемещением животных духов по тем дорогам, по которым они проходили раньше. В этом случае они приводят шишковидную железу в прошлое состояние, с которым и связано воспроизведение ранее воспринятого образа.

Подводя результат изложенному, возможно заключить, что значение идей Р.Декарта для предстоящего развития философско-психотерапевтической мысли было огромным. Оно связано, в первую очередь, с рефлекторным учением французского мыслителя, поменявшим господствовавшие со времен Аристотеля представления о душе. Новым содержанием наполняется у Декарта и понятие психологического. Поэтому новым содержанием изменяется методика, появляется методологический дуализм, предполагающий сознания и изучения различные пути тела.

4. Познание природы психологического в учении Т.Гоббса.[77] Наибольшим британским мыслителем XVII ст., объединившим эмпирический способ Ф.Бэкона с картезианским рационализмом, преодолевшим дуализм Декарта и придавшим материалистическому направлению механистическую форму был Т.Гоббс (1588 – 1679)[78] .

Будучи соперником теории двойственной истины, Т.Гоббс утверждал, что истина возможно лишь одна, та, которая достигается и приобретается на базе разума и чувственного опыта. Познание должно начинаться с чувственного опыта, от которого, методом индукции восходит к пониманию событий и причин явлений, и после этого, обратным методом, при помощи дедукции снабжает знание действий и новых явлений.
[79]

В собственной философской совокупности Гоббс пробует раскрыть природу психологического. Согласно его точке зрения, в базе всего лежит материя, разная по форме, структуре, величине, изменению и движению. Психологическое, сознание, мышление имеется телесное свойство.[80] Потому, что материя подчиняется механическим законам, они в равной мере распространяются и на человека и психику животных.
[81]

Психологическое – это особенное внутреннее состояние движущейся материи. Оно содержится в своеобразной форме перемещения, которая появляется в живом теле в следствии внешних действий.[82] Действия извне, распространяясь по нервной совокупности к сердцу и мозгу, вызывают в последних противодвижения. Все психологические явления от ощущений до мысли имеется не что иное, как внутреннее противодвижение.[83]

Чувственные эффекты внутренних противодвижений Гоббс назвал “привидениями” либо “образами”. В случае, если внутренние перемещения приходят в мозг, то они приводят к образам вещей и представления. В случае, если внутренние перемещения приходят в сердце, усиливая либо тормозя его сокращения, то они приводят к наслаждения либо неудовольствия.

Гоббс вычислял универсальной формой перехода внешних перемещений во внутренние ощущения. Все другие психологические процессы являются производными от них.[84] В частности, представления – это ослабленные внутренние “следы” ощущений.[85] В представлениях в большинстве случаев сохраняется тот же порядок, в каком следовали раньше восприятия и ощущения. Наряду с этим поток представлений может развертываться или по временной, или по пространственной смежности, что разрешает переходить мысли об одной вещи к каждый. Так, Гоббс выдвигает предположение об ассоциативном механизме представлений, не смотря на то, что самого термина “ассоциация” он не употребляет.

Человек может руководить потоком ассоциаций и образов. Целенаправленное оперирование ими образовывает сущность мышления. Механизм мыслительных действий рассматривается Гоббсом по аналогии с арифметическими действиями. Соединение представлений подобно сложению, разъединение представлений – вычитанию. Так, мысли не являются врожденными, они имеется итог несложных механических операций. Правильность мыслей зависит от точности первичных данных, приобретаемых в опыте.

Ключевую роль в познавательном ходе играется обращение. Гоббс выделял две ее функции: операциональную (как орудие мысли) и коммуникативную (как средство общения).[86] Забранная по отношению к говорящему, обращение выступает как умственный процесс, в котором слова выступают в качестве метки какой-нибудь вещи либо явления. Они становятся орудиями мысли, средством воспроизведения и сохранения опыта. Без речи познание нереально. Обращение, обращенная к второму человеку, имеется не только метка для себя, но и символ для другого.

Познавательные процессы Гоббс связывал с побуждениями, волей и деятельностью человека в целом. Напомним, аффекты, в соответствии с учению Гоббса, появляются тогда, в то время, когда внутренние перемещения подходят к сердцу. Аффекты побуждают человека стремиться ко всему нужному и избегать вредного. Неоднозначность чувств (отвращение либо притяжение) при необходимости выбора сопровождается обдумыванием. Последнее желание в этом акте обдумывания Гоббсом было названо волей.

Взоры Т.Гоббса сильно повлияли на психологии и развитие философии. Перенеся правила механики на высшие проявления людской психики, Гоббс содействовал утверждению естественнонаучного и экспериментального подхода в изучении психологических явлений. Британский философ явился предвестником ассоциативной психологии, оказавшей влияние на формирование баз экспериментальной психологии во время ее становления.

5. Б.Спиноза и его детерминистическое учение о психике. [87] Опровержение картезианского дуализма длится в трудах известный голландского философа Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632 – 1677).
[88]

С целью преодолеть дуализм Декарта, Спиноза выдвигает учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах[89] . Причиной всего существующего и самой себя есть субстанция, которая существует объективно, независимо от какого именно или внешнего побудителя либо творца. Она несотворима и неуничтожима, нескончаема во времени и пространстве, и едина.
[90]

Сущность единой субстанции выражается и раскрывается в ее коренных особенностях, именуемых атрибутами. Человеку дешёвы всего два протяжённости – и атрибута мышления.[91]

Все события и явления окружающего мира имеется частные состояния субстанции либо ее модусы. [92] Любой конкретный модус высказывает определенные конкретные протяженности, длительности существования и перемещение тел. Для атрибута мышления модусами являются отдельные психологические состояния – впечатления, воображение, память, мышление, воля, аффекты. Но никакая вещь не сводится к одному модусу, она в любой момент имеется протяжения модусов и единство мышления.[93] Обратим внимание, Спиноза видел в мышлении общее свойство природы и склонен был вычислять, что в различной степени, но одушевлены все личные тела! Это разрешает причислить учение Спинозы о мыслящей субстанции к гилозоизму.

Человек есть очень сложным единством протяжения и атрибутов мышления. Он выступает в один момент как модус мышления и модус тела. Потому, что протяжение и мышление имеется атрибуты субстанции и не смогут создавать либо определять друг друга, то душа и тело рассматриваются как две стороны одной субстанции. Эту точку зрения, выдвинутую Спинозой, принято именовать психофизическим монизмом.
[94]

Душевная судьба индивидуума определяется единством тела и души. действия и Различные движения, создаваемые человеком при сотрудничестве с разными материальными телами, приводят к внутренним трансформациям телесных структур. Эти трансформации фиксируются в определенных душевных состояниях. Чем в большей мере антропогенное тело испытывает влияние вторых тел либо само оказывает действие на другие вещи, тем более талантливой делается душа к восприятию мира.
[95]

Начальными формами душевных состояний являются восприятия и ощущения, воображающие собой осознание внешних состояний и воздействий тела. Но людская душа принимает не только вещи и состояния тела, вместе с тем и образы либо идеи этих состояний. [96] Иными словами, душа способна на самосознание. Самосознание основывается на базе восприятий собственного тела, а потому, что последние определяются внешними действиями, то и самосознание имеет природную детерминацию. Врожденных идей не существует.
[97]

Познание у Спинозы проходит последовательность уровней – чувственное познание, демонстративное и интуитивное познание . [98] Чувственное познание либо мнение приобретается при помощи опыта. Оно зависит от природы познаваемых вещей и природы людской тела, исходя из этого неточно и неадекватно. Адекватное знание ее атрибутов и субстанции достигается на более больших уровнях познания. Демонстративное знание связано с образованием логических связей и понятий. Его возможности ограничены изучением особенностей субстанции. Сущность же самой субстанции доступна только на наибольшем уровне познания – рациональной интуиции. Интуиция является состоянием углубленности, интенсивности и сосредоточенности самосознания, порождающим познание высших законов природы.
[99]

Громадное внимание Спиноза уделяет в собственном творчестве страстям либо аффектам.[100] Базисным в его теории аффектов есть положение о самосохранении, в соответствии с которому все живые существа, среди них и человек, стремятся сохранить собственную жизнь.[101] Чтобы сохранить собственную жизнь человек обязан от природы владеть свойством к действию. Состояния, побуждающие тело к действию, были названы Спинозой аффектами. Главным побудительным аффектом, снабжающим самосохранение людской организма, есть влечение либо желание. [102] Кроме жажды, Спиноза выделяет еще два аффекта: наслаждение (радость) и неудовольствие (скорбь). В зависимости от степени адекватности идей телесным состояниям, вызывающим тот либо другой аффект, он (аффект) возможно активным либо пассивным. В тех случаях, в то время, когда идеи адекватно высказывают обстоятельства, порождающие аффекты, и человек делается их хозяином, страсти нужно считать активными. В случае, если идеи менее адекватно отражают телесные состояния, и человек делается зависимым от внешних условий, аффекты будут носить пассивный темперамент. [103]

На базе трех первичных аффектов появляются производные, страсти и вторичные аффекты, число которых соответствует количеству предметов, их вызывающих. Среди громадного разнообразия аффектов Спиноза в первый раз обращает внимание на класс амбивалентных эмоций, которые связаны с тем, что одинаковая вещи либо одинаковый человек смогут вызывать одновременно и радость и печаль.
[104]

Аффекты нельзя уничтожить, потому, что они имеется проявления законов природы. Но идти на предлогу у собственных чувств – верный путь к разрушению всей жизни и своего благосостояния.[105] Исходя из этого из аффективных состояний нужно мочь выходить. Спиноза предлагает пара дорог выхода из аффективных состояний. Один из них содержится в том, дабы подавлять страсть второй, противоположной по символу страстью. Второй путь преодоления аффектов – путь их познания. [106] Аффект теряет собственную силу и перестает им быть, когда человек образует о нем ясное и отчетливое понятие.

Само познание имеется верховный аффект, что отличается от остальных большей включенностью в него рациональных компонентов. С данной точки зрения воля (как верховная форма влечения, относящаяся к душе) ничем принципиально не отличается от разума. Воля имеется верховный аффект, ведущий к отказу от одних идей и утверждению вторых. Она (воля) определяется степенью осознания человеком собственных страстей и мерой познания законов природы. В этом смысле воля выступает как осознанная необходимость, которая субъективно воспринимается как внутренняя свобода.
[107]

учение и Мировоззрение Б.Спинозы о психологической деятельности оказало большое влияние на развитие психотерапевтических идей, поменяв познание метода и объекта психотерапевтических изучений.

6. Философские и психотерапевтические взоры Г.Лейбница.[108] Идеи Р.Декарта, Т.Гоббса, Б.Спинозы были критически переработаны и синтезированы Г.Лейбницем (1646 – 1716 гг.)[109] . Учение Г.Лейбница заложило философские основания германской экспериментальной психологии. В нем был осуществлен синтез идей британского эмпиризма и ассоцианизма и германского идеалистического понимания души.

С целью вернуть материи и единство духа, физического и психологического, он выдвигает учение, разрешающее растолковать многообразие мира исходя из единой по происхождению и природе, но разнообразной по своим состояниям субстанциональной базы.

По Лейбницу, “подлинными атомами природы” являются душеподобные единицы – монады, [110] очень много которых образовывает мироздание. Монады несложны, неделимы и вечны. [111] Они независимы, и влияние одной монады на другую исключено[112] . Фундаментальными особенностями каждой монады являются способность и активность к представлениям.[113] Жизнь монады пребывает в переходе и непрерывном стремлении от неотчетливых представлений (перцепций) к более ясным и отчетливым (апперцепциям). В этом перемещении и раскрывается назначение активной деятельности монады.

Лейбниц постулировал существование эволюции либо развития монад. В исторической возможности имеется пара стадий развития монад. Первая стадия характеризуется наличием активности, но отсутствием каких-либо представлений. Эта стадия соответствует неживой, но активной и изменяющейся материи. Следующий уровень воображают монады-души, которым свойственны смутные представления и активность. Эта стадия соответствует уровню животных и растений. Монады-духи характерны человеку. Они активны и владеют отчетливыми представлениями. Завершают иерархию бога монады и монад ангелов, лишенные материальной оболочки и владеющие предельной абсолютным самосознанием и полнотой знания.
[114]

Подобная стадиальность имеет место и онтогенезе человека. Монада человека в собственном развитии проходит три стадии. На первом этапе монада не различает представлений, не отличает себя от своих представлений. Вторая стадия развития людской монады – это стадия смутных перцепций (ощущений), пребывав на которой душа может различать представления, но еще не выделяет себя из представлений. На высшей стадии душа вольно отличает разные представления и противопоставляет себя им. Эта стадия может обозначаться как самосознания и уровень сознания. Так, развитие души, в соответствии с Г. Лейбницу, представляет собой постоянное перемещение в направлении от смутных состояний (перцепций) к ясным и отчетливым – апперцепциям.

Монада имеется единство душевных состояний и их телесного выражения. Душа может показать и найти себя лишь через тело. В отличие от Р.Декарта, тела и связь души трактовалась Лейбницем не как механическое сотрудничество, а как функциональное соответствие между психологическими состояниями и сопровождающими их телесными трансформациями. Монада-всевышний создаёт соответствующие трансформации и в душе человека и в его теле. Это тела состояний и соответствие души устанавливается божеством только в один раз и изначально. Такую точку зрения, разъединяющую физическое и психологическое, принято именовать психофизическим параллелизмом.

Так, душа человека не детерминирована телесно и не зависит от внешнего окружения. Мир только запускает механизм саморазвертывания заложенных в душе потенций. Содержание души, ее представления и стремления врожденные. Их актуализация осуществляется при помощи деятельности монады, выражающейся в процессах внимания, осознания и воспоминания.

Итак, деятельность людской монады ведет к формированию личной структуры представлений о мире и сознания в целом. Другими словами, монада видит лишь личные развертывающиеся представления. Из этого положения направляться, что человек не имеет возможности познать окружающий мир, потому, что видит лишь то, что в нем заложено изначально. Вместе с тем непознаваема, в соответствии с Лейбницу, и душа другого человека: отрицание психофизических корреляций ведет к выводу о неосуществимости познания души другого человека по внешним телесным проявлениям. Отметим, что любая монада не имеет выхода вовне и замкнута в себе самой. Из этого направляться, что психологическое возможно раскрыто и найдено лишь при помощи самопознания монады, рефлексии. Внутренние психологические состояния монады в силу их независимости от тела, внешнему наблюдению не поддаются.

Учение Г.Лейбница оказало большое влияние на последующее развитие психологии. Лейбниц в первый раз продемонстрировал активную природу сознания и его постоянную изменчивость. Его учение расширило границы психологического, включая в него досознательные перцепции. Исходя из этого Г. Лейбниц делается предвестником учения о порогах сознания, с которым выступит в XIX в. И. Гербарт.

7. Сенсуализм Дж. Локка. Эмпирическая традиция приобретает собственный продолжение в творчестве британского мыслителя Джона Локка (1632 – 1704). Исходным пунктом философско-психотерапевтической концепции Дж. Локка явилась критика теории врожденных идей. Главная посылка Локка пребывала в том, что знания сами по себе появиться не смогут. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на эти медицины, детской психологии, этнографии философ говорит о том, что у людей нет данных им от рождения знаний.

Знания человека зависят от взятого им опыта. Содержание опыта складывается из идей — ощущений, памяти и образов восприятия, аффективно-волевых состояний. Локк выделяет два вида опыта – внешний, дающий душе знания об отдельных вещах, и внутренний, при помощи которого душа постигает личные состояния. внешний опыт и Рефлексия связаны между собой, потому, что рефлексия появляется на базе внешнего опыта.

В пределах внешнего опыта Локк различает два громадных класса идей – идеи первичных идеи и качеств вторичных качеств. Первичные качества (протяженность, форма, продолжительность, перемещение и т.д.) существуют в вещах независимо от отечественного восприятия. Вторичные качества (цвет, запах, вкус и т.д.) не существуют вне отечественного восприятия: в телах имеется только свойство создавать в нас эти идеи.

Мышление, в соответствии с Локку, имеется комбинирование идей. Оно осуществляется разными методами: при помощи ассоциаций, соединением идей, их взаимным отношением и обособлением. Особенную роль в комбинировании идей играется обращение. Философ обрисовывает две функции речи – функцию обозначения и функцию выражения. В собственной обозначающей функции слова выступают как средство оперирования идеями, как орудия мышления. Но слова – это еще и средство обмена идеями между людьми. С данной функцией связана основная цель общения – быть осознанным.

Теорию познавательной деятельности завершает у Локка учение об уровнях познания. Их три – интуитивный, демонстративный и чувственный. Низшим и наименее надежным есть, в соответствии с Локку, чувственное познание, при котором вещи познаются через образы восприятия. Вторая ступень познания – демонстративное познание, при котором вещи познаются при помощи последовательности промежуточных умозаключений. Наивысшее и самое точное познание -–интуитивное, которое основано на внутренней убежденности.

Благодаря работам Дж. Локка эмпирическая линия делается развиваемым направлением не только в Англии, но и за ее пределами. Эмпирические традиции, заложенные Локком, возьмут в XVIII – XIX вв. предстоящее развитие на материалистической базе во России и Франции, на идеалистической – в Германии.

Философия Г. Лейбница.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: