Драма

Драма (от греч. drama — «воздействие») — род литературы, один из трех, наровне с лирикой и эпосом. Базу драмы, как на это показывает изначальный суть слова, образовывает воздействие. В этом драма близка к эпосу: в обоих случаях налицо объективное изображение судьбы — через события, поступки, столкновения храбрецов, борьбу, т. е. через явления, составляющие внешний мир. Но то, о чем в эпосе рассказывается как о совершившемся событии (либо совокупности событий), в драме предстает в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, продемонстрированного через конфликты и в форме диалога.

Из отмеченных отличий не направляться делать вывод о преимуществе одного литературного рода над вторым, не смотря на то, что превосходство эпического произведения, охватывающего более широкий круг событий, может показаться на первый взор очевидным. Драма достигает эмоционального и эстетического действия собственными, лишь ей свойственными художественными средствами. Не имея второй возможности, не считая ремарок, сказать «от себя», драматург переносит центр тяжести на изображение самого процесса действия, делая зрителя (либо читателя) живым свидетелем происходящего.

Позиция драматурга проявляется в самом принципе отбора явлений судьбы для сценического действия.

Особенно сильное эмоциональное действие драма оказывает в том случае, если она ставится в театре, где актеры своим мастерством придают драматическим персонажам вид живых людей. Перед зрителем предстает сама жизнь, лишь происходящие на сцене события не случаются, а разыгрываются. В театральном представлении сочетаются самые разные виды мастерства: музыка и поэтическое слово, архитектура и живопись, мимика и танец и т. д. Оно — итог неспециализированных творческих упрочнений драматурга, актера, режиссера, живописца-оформителя, музыканта, впредь до машиниста сцены. В том, что драма выявляет заложенные в ней огромные возможности эмоционального и эстетического действия только в синтезе с вторыми видами мастерства, состоит наиболее значимая изюминка её как литературного рода.

сосредоточенность и Напряжённость драматических характеров требуют от драматурга особенной строгости в ведении сюжета: воздействие в драме должно быть целенаправленным, как и поведение её храбрецов, связным и стройным как в основных частях, так и в небольших подробностях. Такое требование к драматическому сюжету стало называться «единство действий». В. Г. Белинский показывал: «Воздействие драмы должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных заинтересованностей (…) в ней все должно быть направлено к одной цели, к одному намерению».

Самый решительно на единстве действия настаивали классицисты, возводя его наровне с единством места и времени в известное правило о трех единствах (см. Классицизм). Но единство действия в драме — это не лишь его логичность, стройность, как полагали классицисты, это — шире — его концентрированность, напряженность, какими бы средствами они ни достигались, в соответствии с законами сцены. Вот по какой причине в драме самый последовательно прослеживается трехчленное развитие сюжета: завязка — развитие действия (включая кульминацию) — развязка. Чаще всего внешним выражением последовательности течения драматического действия есть членение драмы на акты, в каждом из которых запечатлена какая?то фаза развертывающегося конфликта.

Единство действия не непременно предполагает острую интригу, быстро развивающийся сюжет; существует множество драм, в особенности в литературе XX в., в которых нет ни того, ни другого. Основоположником данной линии в драматургии по праву считается А. П. Чехов, обновивший собственными пьесами «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» ведение драматургического сюжета. Но и в тех драмах, где, думается, «ничего не происходит», единство действия соблюдается, и создается оно единством настроения, эмоций, которыми живут храбрецы. Наиболее значимую роль наряду с этим играется подтекст (особенным образом выстроенный диалог, где о самом ответственном и большом умалчивается, а обращение выделено касается второстепенного и несущественного; тем самым умолчания несут в себе громадную поэтическую и смысловую нагрузку, чем «выговоренное», выраженное словами).

Драматургия чеховского типа убедительно обнаруживает роль слова в драме как наиболее значимого, наровне с действием, изобразительного средства. Организованное в диалоги драматическое слово проявляет особенную активность в форме реплик, собственного рода обоюдных словесных ударов, которыми мгновенно обмениваются на сцене действующие лица, ведущие диалог. В драме употребляется стихотворная и прозаическая обращение. До XVIII в., как и во всей художественной литературе, в драме преобладала стихотворная форма. Современная драма одинаково пользуется обеими формами, не смотря на то, что проза, без сомнений, преобладает в ней.

Кружок художественного слова

В большинстве случаев таковой кружок организуется для ребят среднего школьного возраста. На его занятиях они обучаются ясному чтению. Работа нужна и для тех, кто захочет принимать участие в кружках драматическом либо литературном. Но у кружка художественного слова имеется и личная задача: овладевая навыками ясного чтения, по?новому открывать для себя слово, его музыку.

Попытайтесь четко, медлительно, звучно прочесть вслух пушкинские строчки из «Бронзового наездника» о Евгении, что

…бежит и слышит за собой
Как словно бы грома грохотанье,
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой…

Не только аллитерации согласных, но и звучание ударных гласных передают грохот, тяжесть, грозную величавость Бронзового наездника. Необычная звучность этих строчков и воспринимается, и передается оптимальнее через чтение вслух. Художественное чтение выявляет скрытые возможности не только стихотворного, но и прозаического текста. Убедиться в этом легко, прослушав записи таких мастеров художественного слова, как В. И. Качалов, В. Яхонтов, В. Аксенов, Д. Журавлев, С. Юрский и другие. Прослушивание записей — непременный элемент занятий. Но, само собой разумеется, чужое выполнение не пример для подражания. Любой обязан обучиться просматривать по?собственному.

Выбор прозаического либо поэтического текста для чтения определяется его вкусами и возможностями исполнителя, каковые смогут быть и несовершенными, так что рекомендации товарищей и руководителя кружка часто оказываются крайне полезными.

По окончании того как текст выбран, его разбирают на занятии: разбирают содержание, суть, и ту психотерапевтическую базу, на которую нужно будет опираться чтецу. Так как ему предстоит передать в чтении эмоции и мысли храбрецов, а для этого нужно детальное познание отрывка.

Собственные сложности имеется в исполнении и стихов, и прозы. Стихи требуют очень внимательного отношения к мелодике, к смысловой и ритмической паузам, к ритмическим перебоям, к аллитерациям — все это необходимо передать в чтении. Не такое простое дело, как может показаться, и чтение прозы. Так как жест, мимика, актерская игра, совсем нужные чтецу, должны быть объединены неспециализированным тоном, единой интонацией выполнения.

Занимаясь в кружке художественного чтения, вы обучитесь не только слышать и передавать музыку слова, но и расставлять сложные логические ударения в тексте. В ходе подготовки отрывка углубится ваше познание содержания литературного произведения в целом. Занятия в кружке окажут помощь вам овладеть и базами сценической речи, что включает в себя работу над произношением, исправление речевых недочётов.

Юные чтецы смогут трудиться над литературными монтажами, маленькими инсценировками, проводить в кружке, в классе либо в школе конкурсы чтецов.

Отмеченные изюминки драмы относятся к самоё общим, родовым её показателям, отличающим драму от эпических и лирических произведений. Драма подразделяется на последовательность наиболее значимых разновидностей. В зависимости от характера распрей, целей борьбы, которую ведут храбрецы, от эмоций, появляющихся наряду с этим у зрителя либо читателя, драматические произведения делятся на трагедии, комедии, драмы (в узком смысле слова). В ходе долгого исторического развития любой из названных драматических видов делится на последовательность конкретных жанров: в комедии — фарс, водевиль, сатирическая, лирическая комедия и т. д. Громаднейшую жанровую устойчивость проявляет катастрофа, потому, что предмет её изображения не конкретная реальность во всем многообразии, а неспециализированные неприятности бытия, нравственности, серьёзные для человечества во все эры.

Особенный вид драматического действия — карнавальность, воображающая наиболее значимое звено народной культуры: яркая игра толпы во время уличного карнавала, перевоплощение его участников в классические роли. Начальные карнавальные сценки имели суть обрядов, после этого купили чисто театральный, игровой темперамент. Карнавальные персонажи в большинстве случаев ярко отражают типы, созданные творческой фантазией народа, а сюжеты — народное отношение к тем либо иным явлениям судьбы. Особенно богата жанровыми разновидностями современная драма, нашедшая тенденцию к слиянию противоположных драматических видов (трагифарсы, трагикомедии), эпоса и драмы (разные хроники, сцены и т. д.), лирики и драмы. Современные драматурги стремятся к личной жанровой неповторимости собственных пьес, исходя из этого окинуть неспециализированным взором все многообразие жанров современной драматургии не представляется вероятным. Любопытно, что в ней наровне с классической, театральной драмой появляются целые новые отрасли: кино-, теле-, радиодраматургия.

Драма в узком смысле слова — это пьеса с острым конфликтом, что, но, в отличие от ужасного не столь возвышен, более приземлен, прост и так или иначе разрешим. Драма соединяет в себе ужасное и комическое начала, исходя из этого её довольно часто именуют средним жанром. Она появилась в XVIII в. в просветительской драматургии (Дидро, Бомарше, Лессинг) как жанр, стремившийся преодолеть односторонность комедии и классицистической трагедии. Особенный расцвет драма взяла в эру расцвета реализма XIX в.

В русской литературе выдающиеся произведения в жанре драмы принадлежат А. С. Пушкину («Русалка»), М. Ю. Лермонтову («Необычный человек», «Маскарад»), А. Н. Островскому («Гроза», «Безвинно виноватые»), Н. В. Гоголю («Игроки»), А. В. Сухово-Кобылину («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»), Л. Н. Толстому («Живой труп»), М. Неприятному («Мещане», «На дне», «Неприятели»), Б. А. Лавреневу («Разлом»), А. Е. Корнейчуку («Платон Кречет», «Фронт»), К. М. Симонову («Русские люди»), А. Н. Арбузову («Таня», «Город на заре»), В. С. Розову («Всегда живые», «Гнездо глухаря»), М. Ф. Шатрову («Коммунисты», «Шестое июля», «Так победим!»), А. И. Гельману («Протокол одного совещания», «Наедине со всеми») и вторым.

ДОЧЬ. Сильный фильм. ДРАМА HD.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: