Для тренировки дикции существуют комплексы упражнений.

Упражнение.

Вдохните, и на выдохе необходимо сказать быстро, как выстрел, стараясь, дабы гласная звучала кратко, а согласная длинно, следующие звуки:

ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ (б, к, г, в, ф, д, т, х)

Любой звук произносится на новом выдохе и вдохе. Упражнение необходимо повторить 5 раз.

Вы должны чувствовать, что все звуки звучат четко и голосовые связки не устают, другими словами нет ощущения, что в горле «першит».

Упражнение.

Это дикционное упражнение выполняется совершенно верно таким же образом, но на одном выдохе вы должны «выстрелить» два слога:

ПУ–БУ ПО-БО ПА-БА

ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ

КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА

КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ

СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-СИ

Упражнение.

Вдохните, и на выдохе необходимо сказать быстро, как выстрел, стараясь, дабы гласная звучала кратко, а согласная длинно, следующие звуки:

РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ

ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ

РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ

РЛИ-ЛРИ РЛЭ-ЛРЫ

КПТУ КПТО КПТА КПТЭ КПТИ КПТЫ —

ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА

Проговаривание скороговорок.

Тот, кто владеет четким и ясным произношением, может меньше внимания уделять громкости собственного голоса. Обращение оратора с хорошей дикцией, даже если он говорит негромко, отлично слышна в любом помещении.

Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Пауза(лат. pausa, от греч. pausis — «прекращение, остановка») — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза облегчает дыхание, позволяет сообразить, к какой мысли направляться перейти дальше. Но и молчание возможно ясным и значимым. Кроме того наука такая имеется — паузология.Первый паузолог США проф. О’Коннор думает, что паузы смогут сообщить о человеке не меньше, чем слова, что в беседе на них уходит 40-50 процентов времени.

Она разрешает ответственным соображениям глубже пробраться в сознание слушателя. Маленькая пауза перед кульминационным моментом речи и по окончании — один из способов выделить его.

Пауза может нести информативную нагрузку. К примеру, выясните, как изменится мораль басни И.А. Крылова, в случае, если сделать паузу в том месте, где стоит символ (//).

А ларчик // .

А ларчик // .

В первом случае подчеркивается, что замок имеет нехитрое устройство. Из этого мораль: человек время от времени сам усложняет обстановку, обстановку, отношения. Во втором варианте основное — ларчик вовсе не был закрыт. Мораль: нечего ломиться в открытую дверь.

Основная задача паузы — психотерапевтическая. Она нужна чтобы собрать внимание аудитории и разрешить ей рассмотреть говорящего, обеспечив тем самым возможность готовиться к восприятию его речи. Ему же пауза нужна чтобы успокоиться, снять излишнее беспокойство. Паузой возможно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, неожиданным началом речи ошеломить их. И в том и другом случае — это психотерапевтический прием, цель которого привлечь интерес, привести к интересу.

Учеными экспериментально установлено, что интонации и паузы содействуют 10—15-процентному приращению информации, вызывая у предложения и собеседников ассоциации.

Но паузы в речи говорящего не всегда несут смысловую нагрузку. Значительно чаще такие паузы появляются по причине того, что он затрудняется в отыскивании слова, которое наилучшим образом выразило бы его идея. Эти паузы — свидетельства прерывистости устной речи, совсем естественного ее свойства.

В случае, если случаев прерывистости в речи говорящего мало и они отражают поиски нужного средства выражения мысли, их наличие не только не мешает аудитории, но иногда кроме того активизирует ее. Но, в то время, когда прерывистость речи весьма сильна, это свидетельствует или о незнании оратором предмета речи, или о его чрезмерном беспокойстве, или о нехорошем владении словом.

2. Соблюдение орфоэпических норм.

Слова должны произноситься четко и светло, потому, что любое отклонение от ударения и норм произношения переключает внимание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла.

Особенно распространенным недочётом среди деловых людей являются неточности в ударении и произношении, каковые отвлекают их собеседников от существа сообщённого и создают негативный психотерапевтический фон. Исходя из этого нужно постоянно смотреть за ударением и правильным произношением. Как пример приведем слова, в которых в ходе делового беседы значительно чаще делаются неправильные ударения: валовОй (не вАловый), оптОвый, специалист, созвонИмся, принЯть, алкогОль, вИдение (свойство видеть), видЕние (призрак), департАмент, каталОг, диалОг (не диАлог), дистиллирОванный, добЫча, контракт (мн. контракты), докумЕнт, занятОй (человек), зАнятый (дом), заслуженный, избалОванный, квартАл (четверть года), киломЕтр, колОсс, магазИн.

Если вы не уверены в верном произношении либо потреблении какого-либо слова, обратитесь к словарю ударений, толковому и орфографическому словарям.

Слушание

Замысел.

1. Процесс слушания.

2. Виды слушания.

А) пассивное

Б) активное

В) эмпатическое

3. Условия действенного слушания.

4. Слушание публичного выступления.

А) определение цели

Б) улучшение навыков слушания

— умение концентрироваться

— умение разбирать содержание,

— умение слушать критически,

— умение конспектировать.

Речевое общение предполагает не только умение сказать, но и слушать. Для этого слишком мало одной физиологической функции – слуха, необходимо еще пристальное комплексное внимание к говорящему, необходимо мочь видеть и понимать его жест, взор, осознавать кроме того молчание.

Слушать» и «слышать» – это не одно да и то же. От чего зависит уровень качества слушания? Разумеется, от того, как слушающий заинтересован в успешном согласии партнеров. В то время, когда мы «желаем» достигнуть согласия, мы слушаем как-то по-второму, чем , если мы не заинтересованы в понимании.

Слушание – это процесс направленного восприятия звуковых и зрительных приписывания и стимулов им значения. Процесс слушания предполагает сосредоточение, познание, реагирование и оценку.

Для тренировки дикции существуют комплексы упражнений.

Сосредоточение– это перцептивный (восприятие) концентрация внимания и процесс выбора на конкретных стимулах из всего множества их, достигающих отечественных органов эмоций. Умение выделять «фигуры из фона», другими словами то основное, что нас интересует. Мы можем повысить эффективность внимания, приготовившись слушать, переключившись на роль слушателя, приспособив внимание к конкретной обстановке (зная собственные возможности, выбирайте соответствующее место в аудитории).

Познание – это правильная расшифровка поступающей информации, присвоение ей верного значения, осмысление ее в одних понятийных категориях с говорящим. Нужно осознать каждое услышанное слово (либо, по крайней мере, отметить, дабы после этого взять нужные разъяснения), наконец, осознать всю фразу; включить услышанное высказывание в контекст обсуждаемого вопроса, связать с прошлыми суждениями.

Запоминание – это свойство сохранять данные и воспроизводить ее, в то время, когда это нужно. Запоминание занимает важное место в сохранении содержания услышанного. К примеру, случаи, в то время, когда вы не имеете возможность отыскать в памяти имени человека, которого вам только что представили. Для улучшения запоминания нужно применять такие техники, как повторение, мнемонические приемы, заметки.

Анализ либо критическое слушание – это процесс определения, как правдивой и точной есть услышанная информация. Вы слушаете критически, в то время, когда задаетесь вопросом, подкреплено ли умозаключение весомыми фактами; нет ли чего-либо, что снижает логичность.

Реагирование – адекватная реакция слушателя на вербальном и невербальном уровнях. Без этого этапа не состоится речевого акта, поскольку говорящий обязан осознать, что его информация достигла адресата.

Умение слушать принципиально важно в повседневной судьбе. Оно есть одним из параметров коммуникабельности человека. Исследователи установили, что в среднем человек тратит 29/5% времени на слушание, 21/5 – на говорение, 10% – на письмо. В обстановках делового общения администратор расходует собственный рабочее время следующим образом: 16% — чтение, 9 — письмо, 45 — слушание, 30% — говорение.

Ученые кроме этого нашли значительный разрыв между диктором (оратором, лектором) и аудиторией. При восприятии речи на слух человек в среднем достигает лишь 25% уровня эффективности за 10 мин.. В неофициальных беседах слушатель усваивает 60-70% информации. Что есть обстоятельством для того чтобы разрыва?

Частично такое разделение разъясняется тем, что процесс слушания понимается неправильно. Считается, что умение слушать начинается конечно, говорение — более неотъемлемая часть процесса коммуникации, чем слушание, слушание требует маленьких затрат энергии, оно легче, чем другие виды речевой деятельности, слушание — это непроизвольный непроизвольный рефлекс, успех коммуникации зависит в большинстве случаев от оратора.

Недочёты классического слушания.

— бездумное восприятие (обращение есть фоном второй деятельности)

— Обрывочное восприятие, в то время, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи.

— Неумение критически проанализировать содержание, установить связь между ним и фактами действительности.

Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов:

Объективные факторы:

— помехи и шумы,

— звуковые характеристики помещения,

-микроклимат в помещении (температура, влажность)

Субъективные факторы:

— пол слушателя (считается, что приятели – более внимательные слушатели)

— темперамент человека (эмоционально-флегматики люди – и устойчивые сангвиники – более внимательны, чем меланхолики и холерики)

— интеллектуальные изюминки

главные (слуховая свойство, свойство к вероятностному прогнозированию);

дополнительные (свойство к запоминанию, к устойчивости и концентрации внимания, скорость протекания психологических процессов);

вспомогательные (словарный запас, уровень неспециализированной культуры).

Действенное слушание предполагает наличие у человека четырех главных ментальных свойств:

-слуховая свойство,

— внимательность,

— свойство к пониманию,

— свойство к запоминанию.

Развитие навыков слушания допустимо на базе развития перечисленных свойств.

Слуховая свойство человека, как уже говорилось, есть физиологической чёртом. У парней, в большинстве случаев, слух лучше, чем у пожилых. По большому счету с возрастом слуховая свойство ухудшается. Довольно часто тугоухие люди пробуют компенсировать недостаток слуховой информации посредством зрительной: на протяжении слушания они стремятся видеть говорящего, дабы зрительно уловить его артикуляцию, мимику, жесты. Ученые доказали, что в этом случае эффективность слухового восприятия вправду увеличивается. Многие люди с обычным слухом кроме этого предпочитают садиться так, дабы им было отлично видно говорящего.

Виды слушания

Слушание – это процесс, на протяжении которого устанавливаются связи между людьми, появляется чувство согласия, которое делает действенным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым нужно обучиться преподавателю, поскольку процесс слушания занимает значительную часть его жизни.

В зависимости от той информации и нашего собеседника, которую мы приобретаем, мы используем разные виды слушания: пассивное, активное и эмпатическое.

А) ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ не дает собеседнику возможность высказаться. Оно складывается из умения пристально молчать. Тут ответственны оба слова. «Молчать» — так как собеседнику хочется, дабы его услышали, и его меньше всего интересуют отечественные замечания. «Пристально» — в противном случае собеседник обидится, и общение прервется. Все, что следует сделать в этом случае, — это не мешать ему и поддерживать течение его речи, дабы он смог абсолютно выговориться.

Такое слушание предполагает временную сдачу себя собеседнику, собственного рода капитуляцию. Но вы сможете определить иную точку зрения, а после этого — функционировать.

Содействовать собеседнику в его жажде выговориться оказывает помощь соблюдение нескольких несложных правил пассивного слушания.

1. При таком методе слушания основное — это минимум ответов (т.е. невмешательство в обращение говорящего). Каждая отечественная фраза в лучшем случае будет пропущена собеседником мимо ушей, в нехорошем — собьет его с мысли либо кроме того приведёт к агрессивной реакции: так как мы идем против его жажды выговориться.

2. При пассивном слушании мы должны быть не красноречивым оратором, не судьей сообщённому собеседником, не доктором, ставящим диагноз, а уподобиться губке, впитывающей все, что он говорит, без какого-либо сортировки и отбора.

3. сосредоточенность и Внимательность. До тех пор пока мы «пристально молчим», нужно всегда давать собеседнику сигнал, что мы не мечтаем собственных мыслей, а сосредоточены на его словах. Для этого употребляются маленькие реплики «Да», «Да-да», «Осознаю», «Ясно», «Это весьма интересно». Эти реплики нейтральны и оказывают помощь собеседнику сказать, как бы «открывают» его, приглашая продолжать. Знаком отечественного внимания для собеседника возможно и кивок головы, и утвердительное «хмыкание», а также легкое изменение выражения лица.

4. Невербальный контакт. Принципиально важно сохранять визуальный контакт с собеседником, принять позу заинтересованного слушателя (повернуться в сторону собеседника, принять открытую позу).

Пассивное слушание самый действенно в следующих случаях.

1. В напряженной ситуации, в то время, когда собеседник начинает деятельно проявлять собственные эмоции и пытается высказать собственную точку зрения, потому, что до этого не имел таковой возможности. В этом случае разумнее всего, не вмешиваясь, дабы не «подливать масла в пламя», разрешить ему выговориться, а уж позже приступить к решению проблемы.

2. В то время, когда собеседник испытывает проблемы с выражением собственных проблем и забот либо, напротив, эйфорий. Тут полезно, по жестам и мимике осознав состояние человека, применять так именуемые «буферные» фразы типа: «Вас что-нибудь тревожит?», «У вас вид радостного человека!», «У вас, по всей видимости, имеется что сообщить по этому поводу?», а после этого пристально выслушать. Ненужное вмешательство может лишь совсем сбить нервничающего собеседника.

3. При беседах с подчиненными. Люди довольно часто не решаются высказаться перед собственным главой из-за боязни сломать отношения. Поддерживающие реплики показывают собеседнику, что им интересуются, желают знать его чувства и мнение.

Но в некоторых обстановках пассивное слушание не редкость малоэффективно. Перечислим их:

1. У собеседника желание сказать проявляется слабо или полностью отсутствует.

2. Имеется опасность неправильного истолкования отечественных ответов как согласия, не смотря на то, что это — только помощь, дабы собеседник говорил .

Исходя из этого, в случае, если мы пристально и без звучно слушаем собеседника, дабы лучше его осознать, но не согласны с тем, что он говорит, разумнее сообщить об этом честно и открыто. Отечественное мнение может сбить собеседника с мысли, но в противном случае имеется опасность позже встретиться с негодованием и большим непониманием: «А я-то пологал, что вы согласны!» Попытка растолковать, что мы слушали, чтобы выяснить, но никак не дать согласие, в большинстве случаев не воспринимается, и мы можем быть зачислены в стан лицемеров.

3. Говорящий пытается взять более активную и одобрение и весомую поддержку. Простое поддакивание возможно воспринято как нежелание и пренебрежение сказать.

4. Неуместно пассивное слушание и тогда, в то время, когда оно противоречит отечественным заинтересованностям, мешает самораскрытию. Не следует лишь из вежливости слушать нескончаемую болтовню собеседника, в особенности если он очень злит нас, в силу того, что вместо понимания и сочувствия мы придем к отвращению, почувствуем себя жертвой эгоизма собеседника. В таких случаях лучше сообщить болтуну: «Я на данный момент занят, простите!» либо задать вопрос: «Что же основное?», а после этого мягко перевести разговор в необходимое русло. Но этим приемом не следует пользоваться направо и налево, а лишь в крайнем случае, и не оправдывать так нежелание и невнимательность слушать.

Б) В то время, когда пассивного слушания слишком мало, направляться перейти к АКТИВНОМУ СЛУШАНИЮ – проявление заинтересованного отношения к собеседнику, применение словесной формы для подтверждения понимания сообщения говорящего: «уточнение» слов собеседника («Что из этого направляться?», «Вы желаете этим заявить, что…», «Тогда объясните это более детально»), перефразирование («Вы думаете, что…», «Как я осознал вас, из этого направляться, что…», «Вы рассказываете, что…», «В случае, если я не ошибаюсь, то этим вы желаете заявить, что…»), резюмирование («Итак…», «В случае, если подвести итог сообщённому вами, то…», «Как я осознал, ваша главная мысль содержится в том, что…»).

Продуктивные методы активного слушания.

Прием ВЫЯСНЕНИЯ пребывает в обращении к говорящему за некоторыми уточнениями. Сущность этого приема в том, что слушатель при происхождении непонимания либо неясности задает «выясняющие» вопросы, каковые показывают говорящему, что его пристально слушают, и по окончании нужных пояснений он бывает уверен, что его знают.

Для выяснения значительно чаще употребляются следующие фразы: «Что вы имеете в виду?», «Простите, но я не совсем осознал это», «Простите, но как это…», «Не могли ли вы растолковать это подробнее?» Такие нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказать собственную идея более конкретно, подбирая наряду с этим другие слова. Реплики должны касаться лишь того, что собеседник говорит, и не содержать оценки его поведения либо умения изложить собственные мысли. Выражения типа «Рассказываете понятнее!» никакого отношения к этому приему не имеют. Они лишь отталкивают собеседника, затрагивая его самолюбие.

Пользуясь приемом выяснения, нужно стараться не задавать вопросов, требующих односложного (типа «да», «нет») ответа: это сбивает человека, он начинает чувствовать, что его допрашивают. Вместо вопроса: «Это что, тяжело сделать?» полезно задать вопрос: «А как тяжело это сделать?» В первом случае мы нечайно перехватываем инициативу и по окончании ответа должны сказать уже сами, во втором даем возможность собеседнику продолжать и остаемся слушателями.

Второй нужный прием, в то время, когда необходимо добиться правильного понимания собеседника, — это ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ. Перефразировать — значит выразить ту же идея, но пара в противном случае.

Данный прием оказывает помощь убедиться в том, как совершенно верно мы «расшифровали» слова собеседника. Перефразирование оказывает помощь и отечественному собеседнику. У него появляется возможность заметить, верно ли его знают, и при необходимости вовремя внести нужные уточнения.

Перефразирование — универсальный прием. Его возможно применять при любом виде беседы. Но особенно действен данный прием в таких случаях:

  • в конфликтных обстановках либо на протяжении дискуссий. В случае, если мы, перед тем как высказать доводы против, повторим идея оппонента собственными словами, то можем быть уверенными, что он со намного большим вниманием отнесется к нашим возражениям: так как он видит, что его слушают и стараются осознать. Помимо этого, у него просто не будет оснований и повода внутренне вычислять, что от него отмахнулись, кроме того не вникнув в его слова;
  • в то время, когда мы слабо ориентируемся в предмете беседы. Человек, искусно обладающий этим приемом, может поддерживать беседу на любую тему часами, создавая на говорящего очень благоприятное чувство (так как отечественные ответы — это выраженные отечественными словами его личные мысли).

При перефразировании направляться выполнять определенные правила. В первую очередь, его нужно затевать фразами типа: «Иначе говоря вы вычисляете…». «В случае, если я вас верно осознал, то…», «Вы исправьте меня, в случае, если я совершу ошибку, но…».

При перефразировании необходимо ориентироваться именно на суть, содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается, данный прием оказывает помощь отделить суть от чувств (возбуждения, взволнованности, подавленности).

направляться выбрать основное и сообщить это собственными словами. Практически повторяя, мы будем уподобляться попугаю, что вряд ли произведет на собеседника благоприятное чувство.

Не нужно, хотя перефразировать собеседника, перебивать его: перефразирование действенно, в то время, когда говорящий сделал перерыв и планирует с мыслями. Повторение его слов в таковой момент не только не собьет его с толку, но, напротив, послужит фундаментом, на что он сможет опереться, дабы двигаться дальше.

Самый действенно оказывает помощь добиться правильного понимания сообщённого собеседником прием РЕЗЮМИРОВАНИЯ. Резюмирование — это подведение итогов. Сущность его в том, что мы собственными словами подводим результат главным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза — это его обращение в «свернутом» виде, ее основная мысль.

Резюмирование принципиально отличается от перефразирования, сущность которого в повторении каждой мысли собеседника собственными словами. При резюмировании из целой части беседы выделяется лишь основная идея. В большинстве случаев она предваряется фразами типа: «Так, вы вычисляете…», «Итак, вы предлагаете…», «В случае, если сейчас подытожить сообщённое вами, то…», «Ваша главная мысль, как я осознал, пребывает в том, что…».

Резюмирование оказывает помощь при дискуссии, рассмотрении претензий, в то время, когда нужно решить какие-либо неприятности. Оно особенно действенно, в случае, если обсуждение затянулось, идет по кругу либо появилось в тупике. Резюмирование разрешает не тратить время на не относящиеся к делу беседы и возможно действенным и необидным методом закончить разговор со через чур словоохотливым собеседником.

Прием РАЗВИТИЕ ИДЕИ, эта техника отличается от прошлых тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется либо резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о обстоятельствах услышанного. Эта техника разрешит уточнить суть сообщённого, скоро продвинуться в беседе вперед, позволяет получить данные без прямых вопросов. Но направляться избегать поспешности в выводах и использовать мягкие тона и некатегоричные формулировки.

Активное слушание незаменимо в конфликтных обстановках, в то время, когда собеседник ведет себя враждебно либо демонстрирует собственный превосходство. Это весьма хорошее средство успокоиться, настроиться, в случае, если появляется желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт.

Обычной неточностью людей при применении активного слушания есть чисто формальное следование правилам. В таких случаях человек задает «необходимый» вопрос: «Верно ли я вас осознал, что…», но, не услышав ответа, развивает доводы в пользу собственной точки зрения, практически игнорируя точку зрения собеседника. Позже таковой человек удивляется, что техника активного слушания не работает.

в) Эмпатическое слушание – слушание, которое предполагает создание доверительной атмосферы, сопереживание, эмоциональную вовлеченность в происходящее (слезы и хохот у зрителя в театре), отражение переживаний, эмоций, стоящих за высказываниями собеседника (готовность к состраданию и участию при выслушивании скорбной информации либо хохот, вызванный рассказом о какой-либо комической ситуации).

При эмпатическом слушании ослабляются все преграды, каналы действия открыты и защиты отключены (при критическом все усиливаются). Но допустимо и такое слушание, в то время, когда принимающий сообщение в некотором роде руководит собой и партнером, регулируя отдельные преграды. В то время, когда мы проявляем эмпатию, мы пробуем осознать и испытать то, что осознаёт и испытывает второй человек. Для этого нужно отстраниться от своих эмоций, установок и мыслей и вникнуть в мысли, установки и чувства другого человека.

Правила эмпатического слушания:

  • Нужно настроиться на слушание: на время забыть о собственных проблемах, высвободить душу от собственных переживаний и попытаться отойти от предубеждений и готовых установок относительно собеседника, проникнуться уважением к нему. Лишь в этом случае можно понять, что ощущает собеседник, «встретиться» с ним эмоции.
  • Сконцентрировать внимание на понимании вербальных и невербальных сигналов.
  • В собственной реакции на слова партнера нужно в точности отразить переживание, чувство, чувство, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, дабы показать собеседнику, что его чувство не только верно осознано, но и принято.
  • Нужно держать паузу. По окончании вашего ответа собеседнику в большинстве случаев нужно помолчать, поразмыслить, дабы разобраться в собственном переживании.
  • Нужно не забывать, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Нужно лишь отразить чувство партнера, но не растолковывать ему обстоятельство происхождения этого эмоции. Замечание типа: «Так это у тебя оттого, что ты собственному приятелю» либо «В действительности тебе хотелось бы, дабы на тебя все время обращали внимание» не смогут позвать ничего, не считая защиты и ответной агрессии.
  • В случаях, в то время, когда партнер возбужден и беседа складывается так, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит достаточно доверительный темперамент, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно партнера междометиями, маленькими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой либо повторять его окончательные слова.

Эмпатическое слушание снабжает лучшее познание преподавателем ребенка, оказывает помощь нейтрализовать имеющуюся у преподавателя склонность к оценке.

3) Условия действенного слушания.

Какие конкретно же условия обязан выполнять хороший слушатель?

1. Никаких побочных мыслей. Потому, что скорость мышления в четыре раза больше скорости речи, применяйте «свободное время» на выводы и критический анализ из того, что конкретно слышите.

2. До тех пор пока вы слушаете, нельзя обдумывать последующий вопрос, а тем более приводить контраргументы. Это часто видящаяся неточность. Еще в 17 в. Ф. Ларошфуко увидел: «Приятные собеседники потому так редко видятся, что люди думают не о тех словах, которым внимают, а о тех, каковые жаждут сказать».

3. направляться сконцентрировать внимание на сущности предмета. Особенно тяжело слушать начинающих ораторов, из-за путаницы в понятиях и терминах, большого количества и бессистемности изложения второстепенных и неважных фактов.

4. Восприятие – это активная интерпретация сигналов (звуковых в данном слцучае). Иными словами, человек слышит не то, что вы рассказываете, а собственную интерпретацию ваших слов. Слова Ф.Тютчева «Идея изреченная имеется неправда», доказанная психологами теорема. К тому же собеседник слышит вас не конкретно, а как бы пропуская через собственную судьбу, жизненный опыт, профессию, собственные установки, комплексы и т.д.

Психологи приводят таковой красноречивый пример.

По улице идут предприниматель инатуралист. Натуралист останавливается и восклицает в восторге: «Послушай, ты слышишь этого сверчка?!». Предприниматель качает головой и, глядя на проходящих мимо людей, радуется: «Никто не слышит». Тогда натуралист добывает из кармана монетку и роняет ее на тротуар. Монетка падает со не сильный, еле слышным звуком, однако все оборачиваются. «Люди слышат то, что желают услышать», — подводит результат натуралист.

И исходя из этого принципиально важно, 1)быть внимательным (не отвлекайтесь на своеобразные изюминки говорящего, думайте лишь о том, что он говорит), 2) просить уточнить сообщённое, давать пояснения. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.

5. Собеседник постоянно ждёт эмоциональной реакции. Нужно смотреться и функционировать заинтересованно. Слушая, старайтесь осознать, а не искать предлогов для раздражений. Старайтесь сопереживать собеседнику. Для этого взглянуть на вещи его глазами, постарайтесь подняться на его место. Лишь так возможно лучше осознать говорящего и правильнее распознать суть его речи. Недаром говорится: дабы слушать, необходимы оба уха: одно — принимать суть, второе — улавливать эмоции говорящего.

6. направляться быть терпеливым, выслушивать до конца. Пускай собеседник выговорится до конца. Довольно часто нам думается, что мы знаем, что желает сообщить говорящий, но это не всегда так. Слушая, старайтесь осознать, а не выискивать неточности либо неточности говорящего. Ни при каких обстоятельствах не давайте оценок услышанному.

7. Невербальный контакт. 1) визуальный контакт. Если вы планируете говорить с кем-то, то смотрите на него. Глаза не только зеркало души, но и зеркало того, как вы принимаете другого человека;

2) Мимика. Слушая, чаще радуйтесь, кивайте головой, смотрите собеседнику в глаза. Допустимо и выражение вторых чувств, при эмпатическом слушании.

2) язык тела. Собеседники должны пребывать друг против друга. Наряду с этим нужно наблюдать прямо и сохранять открытую позицию, показывая интерес к собеседнику. Не прерывайте собеседника, не смотрите на часы, не делайте нетерпеливых жестов, не просматривайте собственные бумаги, т. е. не делайте того, что говорит о вашем неуважении либо безразличии к собеседнику.

3) скорость и тон речи. В то время, когда мы пристально слушаем партнера, то тон отечественной речи нечайно соответствует с его тоном. Голосом мы можем передать теплоту, заинтересованность, значимость для нас мнения собеседника;

Итак, еще раз в качестве заключения выделим: умение слушать собеседника нужный компонент педпгогической коммуникации. Рвение многих преподавателей слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им информирует, сколько с целью оценить его, довольно часто становиться обстоятельством коммуникативных барьеров.

Упражнение для дикции, которое за неделю сделает Вашу речь красивой


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: