Детские крестовые походы

Детские крестовые походыЛетом 1212 г. по дорогам Германии и Франции двигались целыми и небольшими группами толпами мальчики от 12 лет и старше, одетые по-летнему: в несложных холщовых рубахах поверх маленьких брюк, практически все на босу ногу и с непокрытыми головами. У каждого спереди на рубахе был нашит матерчатый крест красного, тёмного либо зеленого цвета. Это были юные крестоносцы. Над процессиями реяли пестрые знамёна; на одних было изображение Иисуса Христа, на вторых— богоматери Марии с младенцем на коленях. Звонкими голосами крестоносцы распевали религиозные гимны, прославлявшие всевышнего. Куда же и с какими целями направлялись все эти толпы детей?

Крестовые походы начались еще в конце XI в. В них приняли участие рыцари, большие феодалы, а после этого и короли. В первый раз призвал их к крестовым походам папа римский Урбан II. Это случилось поздней в осеннюю пору 1095 г., практически сразу после того, как в городе Клермоне (во Франции) закончился собор (съезд) церковников. Отец обратился к толпам крестьян и рыцарей, собравшихся на равнине недалеко от города, с просьбой начать священную войну против мусульман. На призыв папы отозвались десятки тысяч французских рыцарей. Позднее к ним присоединились и рыцари из некоторых других государств Западной Европы.

Детские крестовые походы

Улица средневекового города. Живописец Н. К. Вечканов.

Все они в 1096 г. отправились в далекую Палестину вести войну против сельджуков, каковые незадолго до этого захватили город Иерусалим, считавшийся у христиан священным. По преданиям, в том месте якобы был гроб Иисуса Христа, мифического основателя христианской религии. Освобождение данной святыни и являлось предлогом для крестовых походов. Рыцари прикрепляли к своим одеждам кресты из материи в знак того, что они идут на войну с религиозной целью — для изгнания иноверцев (мусульман) из Иерусалима и других священных мест для христиан в Палестине.

Настоящие цели крестоносцев имели мало неспециализированного с теми, каковые провозгласил отец.

К XI в. почва в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать почву сеньора по обычаю имел возможность лишь его старший сын. В следствии появился бессчётный слой феодалов-рыцарей, не имевших почвы, но жаждавших обзавестись ею любым методом. Церковь не без основания опасалась, как бы рыцари не стали покушаться на ее широкие владения. Помимо этого, церковники во главе с папом стремились распространить собственный влияние на новые страны и поживиться за их счет. Слухи о достатках государств лёгкости и Восточного Средиземноморья их завоевания, каковые распространяли пилигримы, побывавшие в Палестине, возбуждали жадность рыцарей. Этим и воспользовались папы римские, кинув клич «На Восток!». В замыслах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, достатков.

Детские крестовые походы

Британская мануфактура XVI в. Живописец Ф. Н. Бочков.

Первое время в крестовых походах приняла участие и крестьянская беднота, жестоко страдавшая от притеснений феодалов, голодовок и неурожаев. Чёрные, задавленные потребностью земледельцы, большей частью крепостные, слушая проповеди церковников, верили, что все бедствия, каковые они испытывают, ниспосылаются на них всевышним за какие-то неизвестные грехи. монахи и Священники уверяли, что в случае, если крестоносцам удастся отвоевать у мусульман «гроб господень», то всемогущий всевышний сжалится над бедняками и облегчит их участь. Церковь давала слово крестоносцам прощение грехов, а при смерти — место в раю. Крестьяне поверили этим обещаниям и сначала участвовали в войнах против «неверных» на Востоке.

Уже на протяжении первого крестового похода погибли десятки тысяч бедняков и только немногие из них добрались вместе с сильными рыцарскими ополчениями до Иерусалима. В то время, когда в 1099 г. крестоносцы захватили данный город, а после этого и другие прибрежные города Палестины и Сирии, все захваченные достатки достались лишь рыцарству и крупным феодалам. Прибрав к рукам плодородные почвы и цветущие торговые города «святой почвы», как европейцы именовали тогда Палестину, «христовы солдаты» основали тут собственные страны. В будущем меньше крестьян приняло участие в крестовых походах.

Детские крестовые походы

Штурм Константинополя крестоносцами в 1204 г. (с рис. XVI в. во Дворце дожей в Венеции).

В XII в. рыцарям было нужно неоднократно снаряжаться в походы под флагом креста, дабы удержать захваченные территории. В 1147—1149 гг. состоялся второй крестовый поход, еще через 4 десятилетия, в 1189—1192 гг., — третий крестовый поход. К этому времени мусульмане уже сумели забрать у крестоносцев многие из их владений в Палестине и Сирии, среди них и Иерусалим. Римским папам было нужно опять призывать к освобождению «гроба господня». Но все эти крестовые походы терпели неудачи. В то время, когда в начале XIII в. французские, итальянские и германские рыцари в четвертый раз опоясались клинком по призыву папы Иннокентия III, они направились не против мусульман, а обрушились на христианское страну — Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили ее столицу Константинополь и разграбили его.

Детские крестовые походы

Пастух Этьен призывает детей идти в крестовый поход.

Через восемь лет затем позорного события состоялись детские крестовые походы. Средневековые монахи-летописцы так говорят о них. В мае 1212 г. в аббатство святого Дионисия, в Париже, пришел неизвестно откуда двенадцатилетний мальчик, пастух Этьен. Он заявил, что отправлен самим всевышним возглавить поход детей против «неверных» в «святую почвы». После этого данный мальчуган отправился по городам и деревням. На площадях, на перекрестках дорог, во всех людных местах он произносил пылкие речи перед толпами людей, призывая собственных сверстников планировать в путь ко «гробу господню». Он сказал: «Взрослые крестоносцы — плохие люди, жадные и корыстолюбивые безбожники. какое количество они ни сражаются за Иерусалим, ничего у них не выходит: всесильный господь не хочет даровать безбожникам победы над «неверными». Милость всевышнего, по словам Этьена, смогут взять лишь непорочные дети. Безо всякого оружия им удастся высвободить Иерусалим из-под власти султана: по велению божьему Средиземное море расступится перед ними и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому храбрецу Моисею, и отберут у неверных «святой гроб».

«Сам Иисус приходил ко мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим от ига язычников», — заявлял пастушонок. Для большей убедительности он поднимал над головой какую-то грамоту. «Вот письмо, — утверждал Этьен, — которое дал мне спаситель, поручив предводительствовать вами в заморском походе во славу господа».

Тут же, прямо на виду у бессчётных слушателей, говорят хроники (летописи), Этьен совершал разные «чудеса»: он словно бы бы возвращал зрение слепым и исцелял калек от их недугов одним прикосновением рук. Этьен получил известность во Франции. По его призыву толпы мальчиков двинулись в город Вандом, ставший сборным пунктом юных крестоносцев.

Детские крестовые походы

Крестоносец.

Наивные рассказы летописцев не растолковывают, откуда взялось такое необычное религиозное рвение у ребёнка. В это же время обстоятельства были те же, каковые в свое время побудили бедняков-крестьян выступить с первыми крестоносцами. И не смотря на то, что перемещение крестоносцев в XIII в. уже шло на убыль, поскольку оно было опорочено крупными «неудачами» и грабительскими подвигами рыцарей, все же в народе не совсем угасла вера, что всевышний будет милостивее, в случае, если удастся отвоевать священный город Иерусалим. Распространению аналогичных взоров содействовали проповеди служителей церкви. монахи и Священники стремились погасить усиливавшееся ропот и недовольство крепостных против господ посредством «богоугодного дела» — крестовых походов.

За юродивым (психически больным) пастушком Этьеном находились ловкие церковники. Им было нетрудно подучить его творить заблаговременно подстроенные «чудеса».

Крестоносная «лихорадка» охватила десятки тысяч бедняцкой ребёнка сперва во Франции, а после этого и в Германии. Будущее юных крестоносцев была весьма плачевной. За пастухом Этьеном двинулось 30 тыс. детей. Они прошли Тур, другие города и Лион, кормясь милостыней. Папа Иннокентий III, зачинщик многих кровавых войн, предпринимавшихся под религиозным знаменем, ничего не сделал, дабы остановить данный сумасшедший поход. Наоборот, он заявил: «Эти дети являются укором нам, взрослым: до тех пор пока мы дремлем, они с удовольствием поддерживают святую почву».

К детям в пути примкнуло много взрослых — крестьян, бедных ремесленников, монахов и священников, и воров и другого преступного сброда. Часто эти преступники отбирали у детей съестное и деньги, каковые им подавали окрестные обитатели. Масса людей крестоносцев, подобно катящейся лавине, возрастала в пути. Наконец, крестоносцы достигли Марселя. Они в тот же миг ринулись к пристани, ожидая чуда: но, само собой разумеется, море перед ними не расступилось. Но нашлись два жадных торговца, каковые внесли предложение перевезти крестоносцев за море безо всякой платы, для успеха «дела божьего». Детей загрузили на семь громадных судов. Неподалеку от берегов Сардинии, у острова Св. Петра, суда попали в бурю. Два корабля совместно со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены корабельщиками в гавани Египта, где бессовестные судовладельцы реализовали детей в рабство.

Детские крестовые походы

Участники детского крестового похода.

В одно время с французскими детьми в крестовый поход пустились 20 тыс. германских ребят. Их увлек 10-летний кроха по имени Николай, наученный своим отцом сказать то же самое, что и Этьен. Толпы юных германских крестоносцев из Кёльна двинулись на протяжении Рейна на юг. С большим трудом дети перешли Альпы: от голода, жажды, болезней и усталости две трети их погибло; остальные полуживыми добрались до итальянского порта Генуи. Правитель города, сделав вывод, что приход для того чтобы множества детей не в противном случае, как козни неприятелей республики, приказал крестоносцам срочно убираться прочь. Измученные дети отправились дальше. Лишь часть их достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек был так жалок, что местные власти воспротивились продолжению похода. Юным крестоносцам было нужно возвращаться к себе. Большая часть их погибло от голода на обратном пути. Как сообщают свидетели, трупы детей в течение многих недель валялись неубранными на дорогах. Сохранившиеся крестоносцы обратились к римскому папе прося высвободить их от обета крестового похода. Но отец дал согласие дать им отсрочку на время, пока они достигнут совершеннолетия.

Ужасную страницу истории — детские крестовые походы — кое-какие ученые склонны вычислять выдумкой. В действительности детские крестовые походы — быль, а не легенда. О них повествуют многие летописцы XIII в., составлявшие собственные хроники независимо друг от друга.

Крестовые походы детей были следствием бедствий трудового люда и пагубного влияния религиозного фанатизма, что всячески раздували в народе католические церковники. Они-то и главенствовали виновниками массовой смерти юных крестоносцев, павших жертвами религиозного исступления.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: