Архитектура

Архитектура — совокупность сооружений и зданий, формирующих пространственную среду, удобную для жизни и деятельности людей. Это отдельные их ансамбли и здания, площади и проспекты, стадионы и парки, целые и посёлки города. Архитектура — это и особенное мастерство создавать, строить сооружения и здания по законам красоты (греческое слово architektor свидетельствует «строитель»). Архитектор обязан соединять в собственных проектах воедино пользу, прочность, красоту.

Строения фабрик, фабрик, электростанций — промышленная архитектура. Жилые дома, поликлиники, театры — гражданская архитектура. Внешний вид сооружений и зданий зависит от их назначения (см. Строительство).

Архитектура неразрывно связана с развитием строительной техники. Изба из бревен, кирпичный дом, станция метро, где главенствуют металл, мрамор, бетон, и ажурный железный мост кроме того на первый взгляд выглядят совсем различными. Значит, многое зависит от стройматериалов, каковые использует архитектор. Не меньше воздействуют на архитектуру, на вид сооружений и зданий и строительные конструкции, используемые в ту либо иную эру. Толстостенные строения, каковые складывали предки из кирпича, так же отличаются по виду от современного строения, выстроенного из тонких панелей и железобетонного каркаса, как, скажем, древесная изба от каменного дома.

Художественная ясность архитектурного образа достигается ритмом, т. е. определенным ритмическим повторением отдельных частей и деталей сооружения (колонн, балконов и т. д.) либо, напротив, резким выделением основных либо иных частей строения. Играются ключевую роль кроме этого фактура, цвет поверхности, игра света и тени на элементах сооружения (см. рис.).

Громадное значение в архитектуре имеет соразмерность частей строения друг другу и всего строения в целом (совокупность пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных частей человеку (масштабность).

Архитектура различных народов и стран отличается национальными изюминками, но одновременно с этим в следствии их обоюдного влияния в архитектуре появляются формы, неспециализированные для группы народов.

В рабовладельческих странах Древнего Востока храмы и монументальные дворцы утверждали могущество и незыблемость владык и божества (пирамиды Египта, зиккураты Ассирии).

В Греции строили города-страны с прямоугольными строениями, площадями и улицами. Развитая публичная судьба потребовала строительства театров, стадионов и т. д.

В могущественном рабовладельческом Древнем Риме показались большие сооружения, рассчитанные на огромные веса народа, амфитеатры (Колизей в Риме), крытые рынки.

В эру феодализма для религиозных обрядов строили пышные храмы (храм Софии в Константинополе).

Архитектура Старой Руси превосходна собственной простотой, ясным и храбрым обнаружением конструкций, необычной пропорциональностью частей и всего сооружения. С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Кремля стал примером для кремлей вторых городов. Необычен тип шатровых храмов-башен XVI в. (церковь Вознесения в селе Коломенском). Большого совершенства достигло в XVIII—XIX вв. древесное зодчество (комплекс древесных сооружений на острове Кижи в Онежском озере).

Преобразования Петра I привели к строительству новых по собственному характеру публичных и административных строений, производственных сооружений, портов. Строились загородные дворцы, парки. Постройки того времени отличаются рациональностью и простотой.

В конце XVIII — начале XIX в. создаются муниципальные ансамбли в центрах Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы и других городов.

Упрочнение капиталистического строя на западе во второй половине XIX в., развитие индустрии стали причиной стремительному росту городов, постройке многоэтажных фабричных строений, вокзалов, универсальных магазинов, конторских строений, банков, многоэтажных «прибыльных» жилых домов. В конце века в постройку приходит железобетон.

Итак, на архитектуру, тип и облик сооружений и зданий воздействуют не только строительная техника, но и социально-исторические условия, устремления и идеология народов, создающих ее, их национальный строй. Архитектура городов-стран Старой Греции отличается от архитектуры деспотического, военизированного древних египтян и Древнего Рима, обожествлявших собственных фараонов, не смотря на то, что строительная техника в те времена была на одном уровне.

На архитектуру воздействуют кроме этого географические и климатические изюминки местности.

В социалистическом обществе архитектура в первый раз в истории поставлена на работу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Уже в 20-е гг. у нас создавались жилые дома и публичные сооружения нового типа — Дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские ясли и сады. Индустриализация страны в годы первых пятилеток привела к массовому строительству больших промышленных комплексов, целых и жилых массивов городов.

Советские строители строили Столичный метрополитен, канал Москва — Волга, Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве (сейчас Выставка достижений народного хозяйства — ВДНХ). В 1935 г. был разработан первый генплан реконструкции Москвы. В послевоенные годы не только решались грандиозные задачи восстановления уничтоженных городов и поселков, но и началась их реконструкция.

Для постройки публичных сооружений обширно применяют современную строительную технику, которая разрешает создавать простые по форме, но величественные и прекрасные сооружения — Кремлевский Дворец съездов в Москве, Дворец пионеров в Киеве, Дворец искусств в Ташкенте, многие строения в Тбилиси и Ереване.

Развитие строительной техники, появление новых стройматериалов, с новой силой чувствуемое человеком рвение близости к окружающей природе открывают перед советскими архитекторами довольно широкие возможности для осуществления самых разнообразных и храбрых планов.

Лекция 1 | Архитектура ЭВМ и основы ОС | Кирилл Кринкин | CSC | Лекториум


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: