Аккуратова никиты николаевича

организация и Содержание обучения

игре на саксофоне на начальной стадии музыкального образования школьников

Квалификационная работа обучающегося

4 искусств Института и курса культуры,

направления подготовки

44.03.01 «Педагогическое образование»,

направленность «Музыка»,

очной формы обучения

Аккуратова Никиты Николаевича

Научный руководитель:

кандидат культурологии,

доцент кафедры музыки

Клейн Эдуард Григорьевич

Кострома

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРАКТИКА и Теория ДЕТСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА САКСОФОНЕ……………………………
1.1. Из истории создания саксофона…………………………
1.2. Особенности применения саксофона в детском оркестре …………………………………………………………
1.3. Главные методики обучения игре на саксофоне младших школьников…………………………………………
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………
2.1. Главные требования к организации и содержанию обучения на саксофоне…………………………………………
2.2. Опыт обучения игре на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения.Необходимость организации проблемы обучения и исследования содержания игре на духовых инструментах, одним из которых есть саксофон, осознается сейчас как одна из проблем современной музыкальной педагогики. Стремительное развитие в двадцать первом веке науки, культуры и техники диктует задачи непрерывного улучшения и форм передачи и совершенствования методов новых научных знаний подрастающему поколению, благодаря чего неприятность совершенствования способов обучения остается серьёзной в современной дидактике. Она кроме этого постоянно находится в центре исследователей педагогов-и внимания практиков.

Одной из главных задач совокупности музыкального образования детей в XXIвеке есть создание таковой воспитания и системы обучения, которая бы снабжала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, возможностями и интересами. на данный момент остро стоит задача совершенствования учебно-воспитательного процесса в области музыкального воспитания, ранней профессионализации молодого поколения, обеспечение соответствующих условий обучения, стимулирования их внутренних сил в самовоспитании и саморазвитии.

Наиболее значимым элементом в развитии и воспитании ученикаявляется отечественное музыкально-педагогическое наследие в области исполнительства на духовых инструментах.

У нас к музыкальной педагогике постоянно наблюдался живой интерес. На данный момент неприятности эстетического воспитания детей в разных формах (в том числе и в процессе обучения игре на саксофоне) актуализируются неспециализированным возрастанием интереса общества к проблемам воспитания молодежи, развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Как мы знаем, игра на саксофоне есть одним из популярных видов музыкального исполнительства. В ходе обучения на саксофоне ребенок начинается физически, расширяет собственный кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Игра в ансамбле и оркестре развивает музыкальный слух, содействует формированию навыков коллективного музицирования.

Дабы добиться нужного большого качественного уровня выполнения на духовых инструментах, нужна громадная музыкальная педагогическая работа с детьми, инстументалистов нужно воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них нужные музыкальные навыки. В случае, если ребенок физически слишком мало крепкий, на первых этапах обучения возможно применять один из самые лёгких древесных духовых инструментов, к примеру – блок-флейту.

Неприятность организации обучения на духовых инструментах исследовалась в трудах ведущих отечественных музыкальных педагогов, таких как В. Апатский, В. Гурфинкель, В.Д. Иванов, Л. Михайлов, И. Мозговенко, В.В. Мясоедов, О. Нежинский, В. Плахоцкий, И. Пушечников, А.Б. Ривчун, Д. Свечков, С. Розанов, А.А. Федотов, А.В. Тёмных, Ю. Ягудин и др. Для отечественного изучения громадное значение имели методики и положения теории исполнительства на саксофоне таких исследователей как Д.А. Браславский, Б.А. Диков, В.Д. Иванов, М.К. Шапошникова.

Исполнительство на духовых музыкальных инструментах занимает достаточно ограниченное место в повседневной судьбе детей и подростков. Не обращая внимания на то, что современная духовая музыка достаточно популярна и пользуется спросом, а без духовых оркестров не обходится не одно значимое публично-политическое либо культурное мероприятие, популярность духовых инструментов среди детей в Костромской области не весьма громадна. Одной из обстоятельств этого являются физические сложности при игре на этих инструментах, нужная усидчивость при организации занятий,дороговизна самих инструментов. Кроме этого ощущается достаточно острая неприятность дефицита умелых педагогических кадров, талантливых увлечь и заинтересовать учеников.К тому же, как показывают изучения, направленные на изучение музыкальных вкусов современных школьников, из всего многообразия духовых инструментов они как правило отдают предпочтение саксофону. Этот инструмент самый популярен и в среде взрослых исполнителей, и слушателей.

До недавнего времени считалось, что главным видом музыкального исполнительства в условиях общеобразовательных школ есть хоровое музицирование. К тому же, в ряде для того чтобы рода учебных заведений существуют музыкально-эстетические отделения, где обучающиеся осваивают игру на разных инструментах. Достаточно увлекательный опыт обучения детей игре на саксофоне существует на музыкально-эстетическом отделении средней общеобразовательной школы № 22 города Костромы. Конкретно в стенках этого учебного заведения обучающиеся приобретают практику сольного, и оркестрово-ансамблевого исполнительства.

Цель изучения:распознать и обосновать содержание и организацию обучения игре на саксофоне на начальной стадии музыкального образования школьников.

Объект изучения:обучение игре на саксофоне младших школьников в общеобразовательных учебных заведениях.

Предмет изучения:организация и содержание обучения игре на саксофонена начальном этапе.

Задачи изучения:

1) разглядеть историю создания саксофона;

2) выяснить особенности применения саксофона в детском оркестре ;

3) распознать главные методики обучения игре на саксофоне младших школьников;

4) дать чёрта главных требований к организации и содержанию игре на саксофоне

5) раскрыть опыт обучения игре на саксофонена музыкально-эстетическом отделении в МОУ СОШ № 22 города Костромы.

Способы изучения:

– теоретические: анализ, обобщение и синтез методической и особой литературы по теме изучения;

– эмпирические: наблюдение, анализ педагогических обстановок, изучение опыта работы преподавателеймузыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22 города Костромы, анализ собственного педагогического опыта и опрос;

– статистические: математическая обработка взятых данных.

Методологическую базу исследованиясоставили:

  • труды психологов и педагогов, посвященные проблемам подготовки преподавателя (О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, О.В. Лебедева, И.Я. Лернер, Р. С. Немов, Л.Ф. Обухова, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.);
  • труды ученых в области содержания музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Буслова, Е.Б. Витель, Д.Б. Кабалевский, Т.В. Луданова, З.В. Румянцева и др.);
  • труды музыковедов, разрешившие раскрыть жанр духовой музыки и выяснить его границы (Е.С. Аксенов,Б.А. Диев, Г.М. Калинкович, Э.Г. Клейн, Т.К. Маякин, Е.В. Назайкинский, Н.К. Сурин, В.И. Тутунов, А. Усов, Х.М. Хаханян, В. Цуккерман, М.Д. Черток и др.);
  • работы педагогов, трудящихся в области духового музыкального исполнительского мастерства (С. Болотин, Г.А. Гаранян, Р. Лаптев, А.Л. Штарк и др.).

Умело-экспериментальной базой изучения стало музыкально-эстетическое отделение МОУ СОШ № 22 г. Костромы.

Теоретическая значимость исследованиязаключается в систематизации и обобщении данных из области неспециализированной психологии и педагогики, методики и педагогики подготовки музыканта-духовика, изучении опыта работы педагогов, трудящихся в области духового исполнительского мастерства в общеобразовательных школах.

Практическая значимость изучения пребывает в практическом внедрении и разработке методики обучения игре на саксофоне у младших школьников в учебно-воспитательный процесс музыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22 г. Костромы. Материалы, изложенные в работе, смогут быть в будущем использованы педагогами дополнительного образования, занимающимися вопросами обучения детей игре на саксофоне, и студентами ссузов и институтов.

Структура работы: выпускная квалификационная работа складывается из введения, двух глав, заключения, перечня литературы (80 наименований) и приложения, в котором представлены фото-материалы из архиваМОУ СОШ № 22 г. Костромы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение на саксофоне есть достаточно сложным и трудоёмким процессом. Обучение в классе требует чёткой и последовательной передачи знаний от преподавателя к ученику,и проходить таковой процесс обязан по принципу «от несложного к сложному».

Известно всем, что обучение – это учителя и совместная деятельность ученика. Деятельность преподавателя – преподавательская, а деятельность ученика – учебная. Чтобы их совместная деятельность была продуктивной, нужно первым делом желание самого ученика, его любовь к инструменту.

Целью данной работы являлось выявление и организации обучения и обоснование содержания игре на саксофоне на начальной стадии музыкального образования школьников.Эта цель достигнута путём анализа одной из программ обучения по саксофону, и путём изучения опыта обучения на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы.Этот исследовательский опыт может употребляться в работе педагогами-музыкантами.

В собственном изучении мы заключили , что первым делом обучение детей зависит от того, как учитель организует и проводит личные и групповые (оркестровые) занятия. Тут необходимо отметить, чтохорошему и верному процессу обучения содействует конкретно тот учитель, что может расположить ученика к себе. Дешёвым для ученика языком таковой педагог растолкует ученику, что должно сделать для успешного овладения музыкальным инструментом,выяснит изюминке применения саксофона в детском оркестре . Были распознаны главные методики обучения игре на саксофоне младших школьников, даны характеристики главных требований к организации и содержанию игре на саксофоне. Достаточно детально раскрыты популярные методики игры на саксофоне В.Д. Иванова, Д.А. Браславского и др. учёных и педагогов.

Нам удалось раскрыть опыт обучения игре на саксофоне на музыкально-эстетическом отделении в МОУ СОШ № 22 города Костромы. Громадное внимание уделили изучению опыта работы с детьми педагогов Б.Н. Смыслова, В.Д.Гарберманаи И.Ф. Петрова, С.В. Крутикова. Все это было достигнуто благодаря бесед с учителями, визита личных занятий, и репетиций с оркестровыми группами и различными оркестрами.

Мы сохраняем надежду, что материал, представленный в выпускной квалификационной работе, послужит одним из толчков к формированию детского духового исполнительского мастерства на Костромской почва, поднятию его на более большой уровень и появлению новых броских учеников в классах саксофона учебных заведений области.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин Э.Б.Методика педагогики музыкального образования: учеб.для студ. институтов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Гном, 2010. — 413 с.

2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка преподавателя в совокупности высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. Заведений –– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. — 141 с.

3. Аксёнов Е.С. // Столичная консерватория. От истоков до наших дней. 1866—2003 / под ред. Н. А. Мироновой. — М.: «Прогресс-Традиция», 2005. – 744 с.

4. Алимов А.Г. К вопросу советского исполнительства на духовых инструментах // В помощь армейскому дирижеру. – М.: ВДФ при МГК, 1984. Вып. 23. С. 3 – 20.

5. Анисимов Б. Практическое пособие по инструментовке для духовых оркестров. – Л.: Музыка, 1979.- 272 с.

6. Анисимов Б. Управление по инструментовке для духовых оркестров. – Л.: Музыка, 1959.

7. Апатский В. Опыт амбушюра исследования духовика и экспериментального дыхания // Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1976. Вып. 4. С. 11 – 31.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический нюанс [Текст] : учебное пособие / Ю. К. Бабанский. — Москва : Педагогика, 1977. — 256 с.

9. Баташев А.«Коммунистический джаз» — М.:, Музыка,1972. – 118 с.

10. Белкин А.С. Базы возрастной педагогики [Текст] учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин // – М.: Академия, 2000. – 192 с.

11. Болотин С.В.Биографический словарь музыкантов — исполнителей на духовых инструментах. — Л. : Музыка, 1969. — 200 с.

12. Браславский Д.А.Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. – М.:Музыка, 1974.- 391 с.

13. Браславский Д.А. Аранжировка дляэстрадных ансамблей и оркестров. [Учеб. пособие для муз.вузов]. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Музыка»,1974 -392 с.

  1. Браславский Д.А. Аранжировка музыки для танцев /Д.Браславский. – М.: «Сов. Российская Федерация», 1977 С. – 96 с.: нот.ил.; 21см. – (Б-чка «В помощь художественной самодеятельности», №24).
  2. Браславский Д.А. Саксофон // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для обучающихся муз. училищ, студентов муз. вузов и вузов культуры / Сост. Б. Кожевников. – М., 1984. – С. 112–126.
  3. Браславский Д.А. Базы инструментовки для эстрадного оркестра. [Учебное пособие для музыкальных вузов].М., «Музыка», 1967. – 223 с.
  4. Браславский Д.А. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. – М.: Сов. Российская Федерация, 1983. – 77 с., нот. ил.; 20 см – (Б-чка«В помощь худ.самодеятельности»; №9).
  5. Буслова Е.В. История русской музыки : способ.советы для студ. заочной формы обучения по спец. 030700 (050601.65) — Музыкальное образование. Вып. 1. — Кострома : Авантитул, 2008. – 68 с.
  6. Витель Е.Б. Выпускная квалификационная работа : способ. советы по спец. 030700( 050601.65) «Музыкальное образование» / Федеральное агентство по образованию , Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. — Кострома : КГУ, 2007. — 82 с.
  7. Волков В., Диев Б., Лысенко И. Оркестрово-ансамблевая подготовка армейского оркестра : Учеб.пособие. — М., 1969.– 52 c.
  8. Волков Н. Экспериментальное изучение некоторых факторов процесса звукообразования на язычковых духовых инструментах // Актуальныевопросы практики и теории исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им.Гнесиных. – М., 1985, Вып.80. С 50-70.
  9. Гаранян Г.Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей Издательство: «Музыка», 1986. – 224 с.
  10. Горбачёв В. Двойное стаккато на язычковых духовых инструментах // методика обучения игре на духовых инструментах. – М., 1966. Вып.2.
  11. Горчаков С. Введение // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для обучающихся муз. Училищ,студентов муз. Вузов и Вузов культуры /сост.Б. Кожевников. – М.: Музыка,1984. – 117 с.
  12. Губарев И. оркестр . – М.:Сов.композитор,1963. — 79с.
  13. Гурфинкель В. Школа игры на кларнете для ДМШ. Киев, 1965.
  14. Гурфинкель В. Этюды дли кларнета: Учебный репертуар для ДМШ. Киев, 1977.
  15. Диев Б.А. Школа оркестрового исполнительства на духовых инструментах.М.:ВДФ,1965. – 223 с.
  16. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Гос.муз.изд-во. М.,1973. – 231 с.
  17. Диков Б. Настройка духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1976. Вып. 4. – С. 71–85.
  18. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М.: Музгиз,1956. -101 с.
  19. Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов //Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1966 Вып.2. С 44-81. 33.
  20. Иванов В.Д. Базы личной техники саксофониста М. – Музыка,1993год.-25с
  21. Иванов В.Д. Саксофон. – М.: Музыка, 1990.- 39 с.
  22. Иванов В.Д. Школа отвлечённой игры на саксофоне. Выпуск 1. М – Издательство «Брасс-коллегиум», 2003. Издатель – Михаил Диков.
  23. Кабалевский Д. Б. сердца и Воспитание ума : книга для преподавателя / [сост. В. И. Викторов]. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М. : Просвещение, 1984.-206 с.
  24. Калинкович Г.М. Курс инструментовки для духового оркестра (ч. II, гл.»Валторна».М.,1951;ч.2,гл.V.М.,1967).
  25. Карауловский Н.Звуковысотная интонация на духовых инструментах и неприятность исполнительского строя // Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Труды ГМПИ.
  26. Клейн Э.Г. Армейские оркестры как феномен провинциальной культуры России (на материалах Костромской губернии до 1917 года) :автореф. дис. … канд. культурологии : спец. 24 00 01 — история и теория культуры. — Ярославль, 2005. — 21 с.
  27. Лаптев Р.Г. Мастерство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне: Дис. … канд. искусствоведения : 17.00.02 СПб., 2005 247 с. РГБ ОД,61:06-17/56. 41. Лебедева О.В. Развивающее музыкальное образование. Научно-методическое пособие. — Кострома: КРЦНИТ «Эврика» – М., 2004 – 69 с.
  28. Лернер И.Я. его закономерности и Процесс обучения. – М., 1980.— 96с.
  29. Луданова Т.В. История музыкального образования в Костроме [Электронный ресурс] : учеб.пособие по учеб. дисциплине «История музыкального образования» для студентов спец. 050100.62 — «Педагогическое образование (музыка)», квалификация «Бакалавр». Вып. 1. — Электрон.текст. эти. — Кострома : [б. и.], 2015. — 58 с.
  30. Маякин Т.К. Армейские Флота Красной и оркестры Армии // Военная музыка России. современность и История. М. : Воениздат, 2007.
  31. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. – М.: Музыка,1975. – 180 с.
  32. Мозговенко И.П.«Хрестоматия для кларнета. 1-3 классы детской музыкальной школы. Пьесы. Часть 2: № 51-69» М.- «Музыка», 2015. – 231 с.
  33. Мясоедов В.В.Современные приемы игры на саксофоне // В помощь армейскому дирижеру.Вып. 29. М., Военно-дирижерский факультет при Столичной консерватории, 1992.
  34. Назайкинский Е.В.Логика музыкальной композиции. — М. : Музыка, 1982. — 319 с. — Библиогр.: с. 304-306. — Имен. указ.: с. 307-308. — Сист. предм. указ.: с. 309-319. — 1.70.
  35. Назайкинский Е. В. О музыкальном темпе. — М. : Музыка, 1965. — 95 с.
  36. Нежинский О. Детский оркестр . – М.,1981. – 100 с.
  37. Немов Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995.–496с.
  38. Ньютон Ф. Джазовая сцена; пер. с англ. Ю.Т. Верменича; НовосибирскСиб.унив.изд-во,2007. – 207 с.
  39. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
  40. Ожегов С. И. СЛОВАРЬ Русского. Около 57 000 слов.Изд. 9-е, испр. и доп. Под реж. Д-ра филолог.наукпроф.Н.Ю.Шведовой. М.»Сов.энциклопедия».1972.–846с.
  41. Пан ЧойХой. Формирование детского музыкального коллектива // Оркестр.–2007.–№4(9).–С.44–45.
  42. Плахоцкий В. Занятия с начинающим оркестром . – М., 1962. – 90 с.
  43. Пушечников И.Ф. Школа игры на гобое (+ Клавир). — М.: Музыка, 2001. – 207 с.
  44. Ривчун А. Школа игры на саксофоне (редактор В.Д.Иванов). М.: Музыка, 2001. – 222 с.
  45. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. – М.: Музыка, 1964; М.,1967. – 307 с.
  46. Ривчун А. Школа игры на саксофоне: для обучающихся муз.учебных заведений и для участников худ.самодеятельности. – М.: Сов.композитор, 1968. – 301 с.
  47. Розанов С.В. «Школа игры на кларнете»– Издательство: М.: Музыка, 2010. – 221 с.
  48. Румянцева З.В. Развитие музыкального мышления будущего педагога-музыканта в художественно-творческой деятельности : учеб.пособие по дисциплине «Класс главного музыкального инструмента», спец. 030700 (050601.65) «Музыкальное образование» / Министерства образования РФ, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. — Кострома : КГУ, 2010. – 127 c.
  49. Свечков Д. оркестр . – М.: Музыка, 1971; М., 1977. – 98 с.
  50. Скаткин М.Н. Неприятности современной дидактики. — 2-е изд. — М. : Педагогика, 1984. –95 с.
  51. Сластенин В.А. Неспециализированная педагогика: в 2 ч. : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 2 / под ред. В.А. Сластенина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
  52. Сурин Н. К истории русских воинских ритуалов и их музыкального оформления во время с IX по начало XVIII века. // Хрестоматия по истории отечественной военной музыки.М.,1981. – 367 с.
  53. Теплов Б.М. Психология музыкальных свойств [Текст]: избр. труды/Б.М.Теплов.–М.,1985.Т.1.–330с.
  54. Тутунов В.И.История военной музыки России : учеб.для студ. учеб. заведений / под общ. ред. Е.С. Аксенова. — М. : Музыка, 2005. – 496 с.
  55. Усов Ю. практики игры и Вопросы теории на валторне. Издательство: Музыка, 1965. – 247 с.
  56. Федотов А.Методика обучения на духовых инструментах. – М.: Музыка,1975. – 311 с.
  57. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания [Текст]: Учебное пособие для муз.училищ / П.В. Халабузарь. –М.: Музыка, 1990. – 173 с.
  58. Хаханян Х. оркестр //Музыкальная энциклопедия. – М.: Сов.энциклопедия,1974. Т.2.
  59. Цуккерман В.А.Анализ музыкальных произведений : Вариационная форма : учеб.для студ. муз. отделений муз. институтов. — 2-е изд. — М. : Музыка, 1987. – 239 с.
  60. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: неприятности, суждения, мнения. Пособие для обучающихся. – М., 1994. – 384 с.
  61. Тёмных А. Советское духовое инструментальное мастерство: Справочник. – М.: Сов.композитор, 1989. – 320 с.
  62. Черток М.Д. Русский армейский марш: К 100-летию марша «Прощание: славянки» / Черток М.Д. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. – 280 с.
  63. Шапошникова М.К.К проблеме становленияотечественной школы игры на саксофоне/практики и актуальные вопросы теории исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных. – М.,1985. Вып 80. С. 22-37.
  64. Шапошникова М.К. Гаммы, упражнения и этюды для саксофона. – М., 1988. – 250 с.
  65. Штарк А. 30 этюдов для кларнета. Рига, 1975. – 79 с.
  66. Энциклопедия юного музыканта [Текст]. — Петербург: Золотой век, 1996. – 576 с.
  67. Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. — М., 1968. – 79 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ФОТО-МАТЕРИАЛЫ ИЗ АРХИВА

МОУ СОШ № 22 Г. КОСТРОМЫ

Аккуратова никиты николаевича

Выпускники школы № 22А.Торшин, Н.Аккуратов, М.Тевелевна сцене Музыкального колледжа на отчётном концерте. Дирижер И. Демин.

Фото 2009 года

Аккуратова никиты николаевича

Юбилейный концерт МОУСОШ № 22 г.Костромы 18 марта 2010года. Эстрадный ансамбль.Слева направо:Н.Аккуратов, И Лебедев, А ТоршинВторой справа – В.Д. Гарберман

Аккуратова никиты николаевича

Эстрадный ансамбль школы № 22.

За фортепиано – Игорь Фёдорович Петров, учитель по классу эстрадного ансамбля.

Второй трубач слева – Виктор Давидович Гарберман – учитель по классу духового оркестра

Аккуратова никиты николаевича

оркестр МОУСОШ № 22.

Юбилейный концерт школы.18марта 2010 года

Аккуратова никиты николаевича Учитель Борис Николаевич Смыслов. Фото 1940-х гг.

Аккуратова никиты николаевича

Учитель Александр Николаевич Савкин

Аккуратова никиты николаевича

Сергей Васильевич Крутиков – учитель по классам саксофона и кларнета в школе № 22 г.Костромы с 2004 года

организация и Содержание обучения

игре на саксофоне на начальной стадии музыкального образования школьников

Квалификационная работа обучающегося

4 искусств Института и курса культуры,

направления подготовки

44.03.01 «Педагогическое образование»,

направленность «Музыка»,

очной формы обучения

Аккуратова Никиты Николаевича

Научный руководитель:

кандидат культурологии,

доцент кафедры музыки

Клейн Эдуард Григорьевич

Кострома

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРАКТИКА и Теория ДЕТСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА САКСОФОНЕ……………………………
1.1. Из истории создания саксофона…………………………
1.2. Особенности применения саксофона в детском оркестре …………………………………………………………
1.3. Главные методики обучения игре на саксофоне младших школьников…………………………………………
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………
2.1. Главные требования к организации и содержанию обучения на саксофоне…………………………………………
2.2. Опыт обучения игре на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения.Необходимость организации проблемы обучения и исследования содержания игре на духовых инструментах, одним из которых есть саксофон, осознается сейчас как одна из проблем современной музыкальной педагогики. Стремительное развитие в двадцать первом веке науки, культуры и техники диктует задачи непрерывного улучшения и форм передачи и совершенствования методов новых научных знаний подрастающему поколению, благодаря чего неприятность совершенствования способов обучения остается серьёзной в современной дидактике. Она кроме этого постоянно находится в центре исследователей педагогов-и внимания практиков.

Одной из главных задач совокупности музыкального образования детей в XXIвеке есть создание таковой воспитания и системы обучения, которая бы снабжала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, возможностями и интересами. на данный момент остро стоит задача совершенствования учебно-воспитательного процесса в области музыкального воспитания, ранней профессионализации молодого поколения, обеспечение соответствующих условий обучения, стимулирования их внутренних сил в самовоспитании и саморазвитии.

Наиболее значимым элементом в развитии и воспитании ученикаявляется отечественное музыкально-педагогическое наследие в области исполнительства на духовых инструментах.

У нас к музыкальной педагогике постоянно наблюдался живой интерес. На данный момент неприятности эстетического воспитания детей в разных формах (в том числе и в процессе обучения игре на саксофоне) актуализируются неспециализированным возрастанием интереса общества к проблемам воспитания молодежи, развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Как мы знаем, игра на саксофоне есть одним из популярных видов музыкального исполнительства. В ходе обучения на саксофоне ребенок начинается физически, расширяет собственный кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Игра в ансамбле и оркестре развивает музыкальный слух, содействует формированию навыков коллективного музицирования.

Дабы добиться нужного большого качественного уровня выполнения на духовых инструментах, нужна громадная музыкальная педагогическая работа с детьми, инстументалистов нужно воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них нужные музыкальные навыки. В случае, если ребенок физически слишком мало крепкий, на первых этапах обучения возможно применять один из самые лёгких древесных духовых инструментов, к примеру – блок-флейту.

Неприятность организации обучения на духовых инструментах исследовалась в трудах ведущих отечественных музыкальных педагогов, таких как В. Апатский, В. Гурфинкель, В.Д. Иванов, Л. Михайлов, И. Мозговенко, В.В. Мясоедов, О. Нежинский, В. Плахоцкий, И. Пушечников, А.Б. Ривчун, Д. Свечков, С. Розанов, А.А. Федотов, А.В. Тёмных, Ю. Ягудин и др. Для отечественного изучения громадное значение имели методики и положения теории исполнительства на саксофоне таких исследователей как Д.А. Браславский, Б.А. Диков, В.Д. Иванов, М.К. Шапошникова.

Исполнительство на духовых музыкальных инструментах занимает достаточно ограниченное место в повседневной судьбе детей и подростков. Не обращая внимания на то, что современная духовая музыка достаточно популярна и пользуется спросом, а без духовых оркестров не обходится не одно значимое публично-политическое либо культурное мероприятие, популярность духовых инструментов среди детей в Костромской области не весьма громадна. Одной из обстоятельств этого являются физические сложности при игре на этих инструментах, нужная усидчивость при организации занятий,дороговизна самих инструментов. Кроме этого ощущается достаточно острая неприятность дефицита умелых педагогических кадров, талантливых увлечь и заинтересовать учеников.К тому же, как показывают изучения, направленные на изучение музыкальных вкусов современных школьников, из всего многообразия духовых инструментов они как правило отдают предпочтение саксофону. Этот инструмент самый популярен и в среде взрослых исполнителей, и слушателей.

До недавнего времени считалось, что главным видом музыкального исполнительства в условиях общеобразовательных школ есть хоровое музицирование. К тому же, в ряде для того чтобы рода учебных заведений существуют музыкально-эстетические отделения, где обучающиеся осваивают игру на разных инструментах. Достаточно занимательный опыт обучения детей игре на саксофоне существует на музыкально-эстетическом отделении средней общеобразовательной школы № 22 города Костромы. Конкретно в стенках этого учебного заведения обучающиеся приобретают практику сольного, и оркестрово-ансамблевого исполнительства.

Цель изучения:распознать и обосновать содержание и организацию обучения игре на саксофоне на начальной стадии музыкального образования школьников.

Объект изучения:обучение игре на саксофоне младших школьников в общеобразовательных учебных заведениях.

Предмет изучения:организация и содержание обучения игре на саксофонена начальном этапе.

Задачи изучения:

1) разглядеть историю создания саксофона;

2) выяснить особенности применения саксофона в детском оркестре ;

3) распознать главные методики обучения игре на саксофоне младших школьников;

4) дать чёрта главных требований к организации и содержанию игре на саксофоне

5) раскрыть опыт обучения игре на саксофонена музыкально-эстетическом отделении в МОУ СОШ № 22 города Костромы.

Способы изучения:

– теоретические: анализ, обобщение и синтез методической и особой литературы по теме изучения;

– эмпирические: наблюдение, анализ педагогических обстановок, изучение опыта работы преподавателеймузыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22 города Костромы, анализ собственного педагогического опыта и опрос;

– статистические: математическая обработка взятых данных.

Методологическую базу исследованиясоставили:

  • труды психологов и педагогов, посвященные проблемам подготовки преподавателя (О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, О.В. Лебедева, И.Я. Лернер, Р. С. Немов, Л.Ф. Обухова, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.);
  • труды ученых в области содержания музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Буслова, Е.Б. Витель, Д.Б. Кабалевский, Т.В. Луданова, З.В. Румянцева и др.);
  • труды музыковедов, разрешившие раскрыть жанр духовой музыки и выяснить его границы (Е.С. Аксенов,Б.А. Диев, Г.М. Калинкович, Э.Г. Клейн, Т.К. Маякин, Е.В. Назайкинский, Н.К. Сурин, В.И. Тутунов, А. Усов, Х.М. Хаханян, В. Цуккерман, М.Д. Черток и др.);
  • работы педагогов, трудящихся в области духового музыкального исполнительского мастерства (С. Болотин, Г.А. Гаранян, Р. Лаптев, А.Л. Штарк и др.).

Умело-экспериментальной базой изучения стало музыкально-эстетическое отделение МОУ СОШ № 22 г. Костромы.

Теоретическая значимость исследованиязаключается в систематизации и обобщении данных из области неспециализированной психологии и педагогики, методики и педагогики подготовки музыканта-духовика, изучении опыта работы педагогов, трудящихся в области духового исполнительского мастерства в общеобразовательных школах.

Практическая значимость изучения пребывает в практическом внедрении и разработке методики обучения игре на саксофоне у младших школьников в учебно-воспитательный процесс музыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22 г. Костромы. Материалы, изложенные в работе, смогут быть в будущем использованы педагогами дополнительного образования, занимающимися вопросами обучения детей игре на саксофоне, и студентами ссузов и институтов.

Структура работы: выпускная квалификационная работа складывается из введения, двух глав, заключения, перечня литературы (80 наименований) и приложения, в котором представлены фото-материалы из архиваМОУ СОШ № 22 г. Костромы.

Лекция Никиты Соколова \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: